Вторник, 19.03.2024, 12:45
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ

***
Категории раздела
ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ? [3]
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ [13]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Центр дистанционного образования для детей-инвалидов
  • Алтайский краевой педагогический лицей
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Замятин Е. Пещера

    План для беседы на уроке по рассказу Е. Замятина "Пещера"
    Человек в эпоху перемен

    Мне на плечи бросается век-волкодав...
    О. Мандельштам

    1. Рассказ Е.Замятина написан в 1920 году. Что произошло с Россией к этому времени? Докажите, что с 1917 года Россия вступила во времена перемен.
    2. Были ли после 1920 года были ли в стране события, подтверждающие пророческие слова Мандельштама (см. эпиграф)?
    3. Когда в обществе происходят резкие изменения, меняются правовые, политические нормы, всё это обрушивается на отдельную личность. Что с ней произойдет, а точнее может произойти?
    4. Найдите в тексте приметы того, что действие происходит в Петербурге 1918—1920 годов.
    5. Только ли Петербург 1918—20 годов мы видим в рассказе? О каких еще временах говорится в произведении?
    6. Зачем автор смешивает времена?
    7. Какая лексика и какие образы отсылают нас к древним временам? Что мы знаем о каменном веке? В кого верят и кому поклоняются жители каменного века? Докажите, опираясь на текст, что действующие лица рассказа — язычники. В чем заключаются потребности человека, живущего в каменном веке? Какие это потребности?
    8. Что происходит с человеком, если у него остаются только биологические потребности? Что происходит с личностью?
    9. Что бы вы почувствовали, если бы внезапно оказались в пещере? Какие чувства вы испытывали при прочтении рассказа "Пещера"?
    10. С помощью каких изобразительно-выразительных средств автор создает напряженную, жуткую атмосферу (синтаксис, паузы, гиперболы)? Приведите примеры.
    11. Кто главный герой рассказа? Как вы думаете, кто он по социальному положению?
    12. По воспоминаниям героев рассказа и описанию деталей быта определите, какие потребности у них были в прошлом? Духовные, социальные, биологические?
    13. Зачем Е. Замятин помещает своих героев в нечеловеческие условия? Зачем он перемешивает приметы старого интеллигентского быта (книги, ноты, письменный стол) с деталями быта пещерного человека?
    14. Антипод Мартина Мартиныча — Обертышев. Докажите на уровне лексики, что Обертышев — существо, олицетворяющее исключительно биологическое начало. Есть ли у него другие потребности, кроме биологических?
    15. В Мартине Мартиныче идёт борьба между зверем и человеком. Кто побеждает? Докажите.
    16. Как в рассказе реализована тема смерти?
    17. Как в рассказе связаны прошлое, настоящее и будущее?
    18. Выявите фантастические элементы в рассказе? Можно ли назвать рассказ фантастическим?
    19. Вспомните, как жили реальные люди в ту историческую эпоху на примере наиболее образованной и утонченной части общества — поэтов начала ХХ века. Что делали они, оказавшись в нечеловеческих условиях? Примеры:
      Александр Блок в эти годы: “Лицо землистое, стеклянные глаза, резко очерченные скулы. Острый нос, тяжелая походка…”. Он входит в правительственную комиссию по изданию классиков, в репертуарную секцию Петроградского отдела Наркомпросса, работает в издательстве “Всемирная литература”, “…он в ледяном зале петербургского Дома литераторов на Бассейной, бледный, больной, весь какой-то уже окаменелый и померкший, еле разжимая челюсти, читал свою пушкинскую речь”.
      Сергей Есенин в 1918 году переезжает в Москву. По правительственному заказу сочиняет вместе с Сергеем Клычковым и Владимиром Кирилловым Кантату для празднования первой годовщины Октябрьской революции. В письме к Жене Лифшиц (1920) пишет: “Конь стальной победил коня живого… Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал…” В этот период — пьяные дебоши, известные всей Москве, и создание в 1922—24 годах цикла “Москва кабацкая”.
      Николай Гумилев вернулся с фронта в 1918. Читал лекции в Институте истории искусств, работал в редколлегии издательства “Всемирная литература”… Предполагают, что не во всем был согласен с новой властью. В 1921 году был обвинен в создании Петроградской боевой контрреволюционной организации и расстрелян.
      Игорь Северянин с 1918 года постоянно жил в Эстонии. После ее отделения от России в 1921 году принял эстонское гражданство.

      Владислав Ходасевич в 1920-м году из-за холода, голода и болезни переехал в Петроград. Решил перестать печататься, так как “при большевиках литературная деятельность невозможна”. В 1922 году уезжает за границу.
      ...Продолжите...
      А Евгений Замятин? Толчком к созданию рассказа Е. Замятина “Пещера” послужило жизненное впечатление. Писатель вспоминал: “Ночное дежурство зимой, на дворе 1919 год. Мой товарищ по дежурству — озябший, изголодавшийся профессор — жаловался на здоровье: “Хоть впору красть дрова! Да все горе в том, что не могу: сдохну, а не украду”.
    20. Почему в экстремальных ситуациях все ведут себя по-разному? Мы знаем, что протестовать против тоталитарного режима бессмысленно, но приведите примеры из истории, когда люди делали это. Что двигало этими людьми? Мы восхищаемся мужеством этих людей. А как мы должны относиться к матерям, которые для того, чтобы накормить своих голодных детей, шли и воровали с полей хлебные колосья? По закону о “пяти колосках” их ждали 10 лет лагерей? В них что побеждало “звериное” начало?
    21. Почему так тяжело жить в эпоху перемен? Что происходит с личностью? К какому же выводу мы пришли? Кого нам осуждать? Кого оправдывать?

    Домашнее задание

    Выберите одно из предложенных ниже высказываний и напишите небольшое сочинение-рассуждение:

    1. "Человек — животное общественное" (Аристотель).
    2. "Каждый человек отличается от другого и с каждым днем отличается от себя" (А.Поп).
    3. "Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью" (Л.Н. Толстой).
    4. "Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой" (Л.Н. Толстой).

    Использованы материалы сайта