Вторник, 19.03.2024, 09:46
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ

***
Категории раздела
ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ? [3]
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ [13]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Центр дистанционного образования для детей-инвалидов
  • Алтайский краевой педагогический лицей
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    "Центрифуга"

    "Центрифуга"

    Одно из поэтических течений Серебряного века — московская футуристическая группа "Центрифуга", образовавшаяся в январе 1914 года из левого крыла поэтов, ранее связанных с издательством "Лирика".

    Основные участники будущей группы — С.Бобров, Б.Пастернак и Н.Асеев — были знакомы задолго до её основания. Сергей Бобров — поэт, живописец и литературовед, в то время являлся среди них, пожалуй, самой значительной фигурой. Большой резонанс вызвал его реферат "Русский пуризм", в котором проповедовались идеи пуризма* как ответ на усложнённость общественной жизни. "Сейчас основы русского пуризма, — говорил Бобров, — в русском архаизме: древних иконах, лубках, вышивках, каменных бабах, барельефах, вроде печатей, просфор и пряников, где всё так просто и характерно, полно огромной живописной ценности".

    Весной 1913 года С.Бобров организовал кружок молодёжи и открыл небольшое издательство "Лирика", в котором вышли первые книги "Центрифуги". В 1914 году кружок распался и одна часть его объединилась под именем "Центрифуга". Была составлена Грамота, подписанная Б.Пастернаком, Н.Асеевым, С.Бобровым и И.Зданевичем. Первым изданием "Центрифуги" был сборник "Руконог", посвящённый памяти погибшего в январе 1914 года И.Игнатьева. Так авторы устанавливали свою преемственность от петербургского эгофутуризма. В "Центрифуге" нашли приют петербургские эгофутуристы Олимпов, Широков, Крючков, а после распада "Мезонина поэзии" — Большаков, Ивнев, Третьяков.

    Основной особенностью в теории и художественной практике участников "Центрифуги" было то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В их творчестве органично соединялось футуристическое экспериментаторство и опора на традиции.

    "Центрифуга" была самым длительным по времени футуристическим объединением. В "Центрифугу" также входили Божидар (Б.Гордеев), Г.Петников, И.Аксёнов и другие. Как поэтическая группа они просуществовали до конца 1917 года, а книги под маркой "Центрифуги" продолжали выходить до 1922 года.

     
    Николай Асеев

              Фантасмагория
                                            Н.С. Гончаровой

    Летаргией бульварного вальса
    усыплённые лица подёрнув,
    в электрическом небе качался
    повернувшийся солнечный жёрнов;
    покивали, грустя, манекены
    головами на тайные стражи;
    опрокинулись тучами стены,
    звёзды стали, стеная, в витражи;
    над тоскующей каменной плотью,
    простремглавив земное круженье,
    магистралью на бесповоротье
    облаками гремело забвенье;
    под бичами качающей стужи
    коченел бледный знак Фаренгейта,
    и безумную песенку ту же
    выводила полночная флейта.

    1913

    Борис Пастернак

                  Импровизация

    Я клавишей стаю кормил с руки
    Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот.
    Я вытянул руки, я встал на носки,
    Рукав завернулся, ночь тёрлась о локоть.

    И было темно. И это был пруд.
    И волны. – И птиц из породы люблю вас,
    Казалось, скорей умертвят, чем умрут
    Крикливые, чёрные, крепкие клювы.

    И это был пруд. И было темно.
    Пылали кубышки с полуночным дёгтем.
    И было волною обглодано дно
    У лодки. И грызлися птицы у локтя.

    И ночь полоскалась в гортанях запруд.
    Казалось, покамест птенец не накормлен,
    И самки скорей умертвят, чем умрут,
    Рулады в крикливом, искривленном горле.

    1915

     *Пуризм — (фр. purisme < лат. purus — чистый). Стремление из консервативных побуждений к сохранению чего-л. в неизменном  виде, в полной чистоте, к ограждению от всяческих новшеств ( в языке, нравах и т.д.).

    Источник