Тема любви в рассказах А.П. Чехова
("Душечка")
Вопросы и задания для работы с рассказом "Душечка"
-
Перечитайте первый абзац рассказа. Оленька сидела "задумавшись". О чём она думала? Как это её характеризует? Сопоставьте эти "мысли" героини с мыслями в других ситуациях.
-
Дайте речевую характеристику образа Душечки. В чём особенность языкового оформления высказываний главной героини?
-
Какие сны видит Оленька? Как они связаны с тем, что с ней происходит наяву?
-
Проследите мотив воды (дождя, слёз). Как вода связана с Душечкой? Как это помогает раскрыть её образ?
-
Что меняется в образе Душечки, а какие черты (внешность, поведение, поступки) являются постоянными?
-
Душечка "повторяла мысли" своих мужей, у неё "не было никаких мнений". Чехов повторяет это неоднократно. Это могло бы дать однозначную характеристику образа Душечки, если бы не одна деталь — фраза, которую героиня произносит от себя. Что даёт эта фраза для понимания сути образа главной героини?
-
На сколько частей можно разделить рассказ? Обоснуйте такое (предложенное вами) деление.
-
Дайте характеристику образа Кукина: внешность, род деятельности (найдите определение слова "антрепренёр"), речевая характеристика, авторские ремарки. Насколько искренне он говорит об искусстве? С каким словом созвучна фамилия Кукин?
-
Охарактеризуйте Пустовалова — второго мужа Оленьки: род деятельности, портрет, речевая характеристика. Кукин прикрывался искусством. Чем прикрывается Пустовалов? Много ли и о чём говорит Пустовалов? Какую первую фразу после замужества произносит Оленька? Является ли фамилия Пустовалов "говорящей"?
-
Что из себя представляет полковой ветеринар Смирнин? Даёт ли Чехов портретное описание? Сколькими репликами ограничивается речь Смирнина? Проанализируйте его реплику(и) с точки зрения звукового оформления. Можно ли по его речи понять характер?
-
Есть ли в рассказе ещё женщины, кроме Душечки? Сравните образы героинь.
-
Сравните поведение мужей Душечки и самой Душечки. К кому из них применимо понятие "поза", а к кому "позиция"?
-
Какие перемены происходят в окружающем мире? Почему это не приводит к переменам во внутреннем мире Оленьки? В каких отношениях она находится с материальным миром, с миром вещей?
-
Каковы особенности хронотопа в рассказе? В каком времени ведётся повествование? Как организовано пространство?
-
Отметьте повторяющиеся детали (реплики, фразы, действия).
-
Определите тему рассказа, сформулируйте проблему.
-
В рассказе открытый финал. Пофантазируйте о том, как события могли бы развиваться далее.
Рефлексия
-
Какие личные выводы вы сделали по прочтении рассказа "Душечка"?
-
Что произвело на вас впечатление?
-
О чём вас заставил задуматься этот рассказ?
Домашнее задание
Посмотрите экранизацию рассказа "Душечка". Письменно сравните фильм с рассказом по предложенному плану (см. ниже).
Приятного просмотра!
План сравнения фильма С.Н. Колосова и рассказа А.П. Чехова "Душечка"
- Короткая информация о фильме (режиссёр, год создания).
- Насколько режиссёрское видение совпадает с вашим видением рассказа?
- Оцените подбор актёров. Какие образы соответствуют вашим представлениям, а какие — нет. Обоснуйте свой ответ.
- Авторское отношение к Душечке в рассказе затушевано, неясно. Как вы думаете, каково отношение режиссёра к главной героине?
- Если бы вы были режиссёром, что бы вы изменили в этом фильме?