Суббота, 27.04.2024, 16:06
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ

***
Категории раздела
ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ? [3]
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ [13]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Центр дистанционного образования для детей-инвалидов
  • Алтайский краевой педагогический лицей
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Тема любви

    Тема любви в рассказах А.П. Чехова

    ("Душечка")

    Вопросы и задания для работы с рассказом "Душечка"

    1. Перечитайте первый абзац рассказа. Оленька сидела "задумавшись". О чём она думала? Как это её характеризует? Сопоставьте эти "мысли" героини с мыслями в других ситуациях.

    2. Дайте речевую характеристику образа Душечки. В чём особенность языкового оформления высказываний главной героини?

    3. Какие сны видит Оленька? Как они связаны с тем, что с ней происходит наяву?

    4. Проследите мотив воды (дождя, слёз). Как вода связана с Душечкой? Как это помогает раскрыть её образ?

    5. Что меняется в образе Душечки, а какие черты (внешность, поведение, поступки) являются постоянными?

    6. Душечка "повторяла мысли" своих мужей, у неё "не было никаких мнений". Чехов повторяет это неоднократно. Это могло бы дать однозначную характеристику образа Душечки, если бы не одна деталь — фраза, которую героиня произносит от себя. Что даёт эта фраза для понимания сути образа главной героини?

    7. На сколько частей можно разделить рассказ? Обоснуйте такое (предложенное вами) деление.

    8. Дайте характеристику образа Кукина: внешность, род деятельности (найдите определение слова "антрепренёр"), речевая характеристика, авторские ремарки. Насколько искренне он говорит об искусстве? С каким словом созвучна фамилия Кукин?

    9. Охарактеризуйте Пустовалова — второго мужа Оленьки: род деятельности, портрет, речевая характеристика. Кукин прикрывался искусством. Чем прикрывается Пустовалов? Много ли и о чём говорит Пустовалов? Какую первую фразу после замужества произносит Оленька? Является ли фамилия Пустовалов "говорящей"?

    10. Что из себя представляет полковой ветеринар Смирнин? Даёт ли Чехов портретное описание? Сколькими репликами ограничивается речь Смирнина? Проанализируйте его реплику(и) с точки зрения звукового оформления. Можно ли по его речи понять характер?

    11. Есть ли в рассказе ещё женщины, кроме Душечки? Сравните образы героинь.

    12. Сравните поведение мужей Душечки и самой Душечки. К кому из них применимо понятие "поза", а к кому "позиция"?

    13. Какие перемены происходят в окружающем мире? Почему это не приводит к переменам во внутреннем мире Оленьки? В каких отношениях она находится с материальным миром, с миром вещей?

    14. Каковы особенности хронотопа в рассказе? В каком времени ведётся повествование? Как организовано пространство?

    15. Отметьте повторяющиеся детали (реплики, фразы, действия).

    16. Определите тему рассказа, сформулируйте проблему.

    17. В рассказе открытый финал. Пофантазируйте о том, как события могли бы развиваться далее.

    Рефлексия

    1. Какие личные выводы вы сделали по прочтении рассказа "Душечка"?

    2. Что произвело на вас впечатление?

    3. О чём вас заставил задуматься этот рассказ?

    Домашнее задание

    Посмотрите экранизацию рассказа "Душечка". Письменно сравните фильм с рассказом по предложенному плану (см. ниже).

    Приятного просмотра!

    План сравнения фильма С.Н. Колосова и рассказа А.П. Чехова "Душечка"

    1. Короткая информация о фильме (режиссёр, год создания).
    2. Насколько режиссёрское видение совпадает с вашим видением рассказа?
    3. Оцените подбор актёров. Какие образы соответствуют вашим представлениям, а какие — нет. Обоснуйте свой ответ.
    4. Авторское отношение к Душечке в рассказе затушевано, неясно. Как вы думаете, каково отношение режиссёра к главной героине?
    5. Если бы вы были режиссёром, что бы вы изменили в этом фильме?