План анализа драматического текста
1. Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.
2. Литературное направление
- К какому литературному направлению принадлежит драматическое произведение?
- Как проявились в произведении черты этого направления?
3. Вид и жанр драматического произведения
4. Афиша пьесы (действующие лица). Особенности имен (например, "говорящие" имена). Главные, второстепенные и несценические персонажи.
5. Специфика организации действия драмы: действия, сцены, акты, явления и т.д. Авторские оригинальные компоненты драмы (например, "сны" вместо актов или действий в драме М. Булгакова "Бег").
6. Особенности драматического конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, психологический, философский и т.д.
7. Особенности драматургического действия: внешнее — внутреннее; "на сцене" — "за сценой", динамическое (активно развивается) — статическое и т.д.
8. Особенности композиции пьесы
- Наличие и специфика основных сюжетно-композиционных элементов: экспозиции, завязки, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций и т.д.
- Как связаны между собой все "острые точки" (особо эмоциональные сцены) произведения?
- Какова композиция отдельных компонентов пьесы (актов, действий, явлений)? Здесь нужно назвать конкретные эпизоды, являющиеся этими "острыми очками" действия.
9. Специфика создания диалога в пьесе. Особенности звучания темы каждого персонажа в диалогах и монологах (краткий анализ диалогической композиции одного эпизода по выбору).
10. Тематика пьесы. Ведущие темы. Ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения.
11. Проблематика произведения. Ведущие проблемы и ключевые эпизоды (сцены, явления), в которых проблемы особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.
12. Специфика авторских ремарок, поясняющих:
- действия персонажей (игру актеров);
- обстановку на сцене, костюмы и декорации;
- настроение и идею сцены или явления.
13. Специфика авторской позиции, выраженной посредством ремарок.
14. Смысл названия пьесы.