Вторник, 19.03.2024, 15:01 Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход |
|||||||||||||||
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ | |||||||||||||||
|
КубофутуризмКубофутуризм Кубофутуризм — направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившееся соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в "четвёртом измерении", т.е. во времени). "Гилея" — первая футуристическая группа. Они называли себя также "кубофутуристы" или "будетляне" (это название предложил В.Хлебников). Годом её основания принято считать 1908-й, хотя основной состав сложился в 1909—1910 гг. В начале 1910 года в Петербурге "Гилея" заявила о своём существовании в составе Д. и Н. Бурлюков, В. Хлебникова, В. Маяковского, В. Каменского,Е. Гуро, А. Крученых и Б. Лившица. Первым совместным выступлением кубофутуристов в печати стал поэтический сборник "Садок судей". Идея исчерпанности культурной традиции прежних веков была исходным пунктом эстетической платформы кубофутуристов. Программным стал их манифест, носивший намеренно скандальное название "Пощёчина общественному вкусу". В нём декларировался отказ от искусства прошлого, звучали призывы "сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода современности". Один из основоположников течения, В. Хлебников активно занимался революционными преобразованиями в области русского языка. Он писал: "Найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращенья всех славянских слов одно в другое, свободно плавить славянские слова – вот моё первое отношение к слову". Проявляя обострённое чутьё к слову, футуристы доходили до абсурда, занимаясь конструированием. Особое значение они придавали словотворчеству, "самовитому слову". В программной статье "Слово как таковое" были приведены заумные строки: Их автор, А.Кручёных, утверждал, что "в этом пятистишии более русского национального, чем во всей поэзии Пушкина". Результатом подобной деятельности футуристов явился небывалый всплеск словотворчества, что в конце концов привело к созданию теории "заумного языка" – зауми.
Давид Бурлюк Лето Ленивой лани ласки лепестков <Из Артюра Рембо> Елена Гуро Ветрогон, сумасброд, летатель, Лень И лень. К полдню стала теплень. На пруду сверкающая шевелится Шевелень. Бриллиантовые скачут искры. Чуть звенится. Жужжит слепень. Над водой Ростинкам лень. 1913 Василий Каменский Морская Есть страна Дальняя Где-то покинута Может вернусь я Девушки - девушки В море трава ли
Я Излучистая 1914
Заклятие смехом О, рассмейтесь, смехачи! Свиристели Там, где жили свиристели, Алексей Кручёных Осень (Ландшафт) Сошлися чёрное шоссе с асфальтом неба Бенедикт Лившиц Казанский собор И полукруг; и крест латинский, И вздыбленной клавиатуре В потоке лёгком небоската Не тленным камнем – светопада Владимир Маяковский А вы могли бы? Я сразу смазал карту будня, Садок судей /[Б.Лившиц,, В.Хлебников, Д. и Н.Бурлюки, В.Маяковский, А.Крученых, Е.Гуро, Е.Низен, Милица; Рис. В.Бурлюка, Н.Гончаровой, М.Ларионова, Д.Бурлюка, Е.Гуро]. – СПб.: [Журавль]; Тип. т-ва "Наш век", [1913. Февр.]. –800 экз.
Крученых А., Хлебников В. Мирсконца /[ Обл. Н.Гончаровой; Рис. М.Ларионова, Н.Роговина, Н. Гончаровой, В. Татлина]. – М.: [Г.Л.Кузьмин и С.Д.Долинский]; Тип. В.Титяева, [1912. Нояб.]. - Литогр. изд. с рукописн. текста. Текст на одной стороне л. – 220 экз.
Дохлая луна: Стихи, проза, статьи, рисунки, офорты /К.Большаков, Д., Н.Бурлюки, В.Каменский, А.Крученых, Б.Лившиц, В.Маяковский, В.Хлебников, В.Шершеневич; [Рис. В. и Д.Бурлюков]. – М.: Лит. К° футуристов "Гилея"; Тип. и цинкогр. т/д. "Мысль", [1914. Май]. – 1000 экз.
Примечания: Гилея (лесная) – древнегреческое название скифской области в устье Днепра близ Херсона, где служил управляющим имением отец Бурлюков. |
||||||||||||||
Copyright Myznikova E.A. © 2024 Хостинг от uCoz |