Вторник, 19.03.2024, 20:40 Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход |
|||||||||||||||
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ | |||||||||||||||
|
Система образовСистема — это упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих. Художественное произведение представляет собой образную систему, каждый элемент (образ) которой занимает определённое место и взаимодействует с другими элементами (образами). Художественный образ — форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображенная в свете его эстетического идеала. Классификация литературных образов 1. По предметности:
2. По смысловой обобщённости:
3. По мере условности:
Образы автора, героя и персонажа
Образ автора — носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла. Образ рассказчика (повествователя) — персонифицированный герой, повествующий о событиях. Образ лирического героя — образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом. Эпический герой — герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения. Драматический герой — действующее лицо драматического произведения. Главный герой — основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения. Второстепенный персонаж — герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения. Внесценический персонаж — герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминающийся в речи действующих лиц. Образ рассказчика в литературном произведении Рассказчик — условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении, персонифицированный повествователь. Типы рассказчиков "Обрамляющий" условный рассказчик — ведет повествование, организует текст в художественное целое, но его функция условна (И.С. Тургенев "Записки охотника"). Бесстрастный повествователь — изображает события как сторонний наблюдатель (А.С. Пушкин "Повести Белкина"). Главный герой произведения — повествование в произведении может вестись от лица главного героя (Ф.М. Достоевский "Подросток"). Рассказчик-словесная маска — писатель выбирает на роль рассказчика определенного персонажа, наделяя его рядом типических черт (Рудый Панько в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Н. В. Гоголя). Рассказчик-участник событий — рассказчик является участником событий, поэтому вносит в повествование собственную интерпретацию увиденного (глава "Максим Максимыч" из романа "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова). Система рассказчиков может быть в двух случаях:
В системе персонажей могут быть персонажи-антиподы, персонажи-антагонисты и персонажи-«двойники». Взаимоотношения персонажей Антиподы — персонажи, связанные отношениями противоположности, антонимичности, они обладают противоположными чертами, но не вступают в борьбу (Ольга и Татьяна Ларины, Обломов и Штольц). Антагонисты — персонажи, чьё противостояние выливается в конфликт (Е. Базаров и П. Кирсанов, Фамусов и Чацкий). «Двойники» — персонажи, сходные по сюжетной роли; различают полное двойничество (провокатор и доносчик Алоизий Могарыч и Иуда) и неполное двойничество, когда герои имеют какое-то принципиальное отличие в идеологических основаниях и мотивах своих поступков (Раскольников и Лужин, Раскольников и Свидригайлов: Лужин, как и Раскольников, следует своей «теории», основанной на арифметическом расчёте, но он, в отличие от Родиона Раскольникова, не испытывает нравственных мучений и начисто лишён способности сочувствовать людям; Свидригайлов заявляет о своём сходстве с Родионом, однако на самом деле является «кривым зеркалом» Раскольникова). Чтобы охарактеризовать систему образов, необходимо:
|
||||||||||||||
Copyright Myznikova E.A. © 2024 Хостинг от uCoz |