Суббота, 27.04.2024, 17:25
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ

***
Категории раздела
ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ? [3]
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ [13]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Центр дистанционного образования для детей-инвалидов
  • Алтайский краевой педагогический лицей
  • Статистика

    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0

    Система образов

    Система — это упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих.

    Художественное произведение представляет собой образную систему, каждый элемент (образ) которой занимает определённое место и взаимодействует с другими элементами (образами).

    Художественный образ — форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображенная в свете его эстетического идеала.

    Классификация литературных образов

    1. По предметности:

    • образы-детали — статичные описательные фрагментарные образы (пейзаж, портрет, интерьер);
    • образы-события — динамические моменты, развернутые во времени, связующие предметные подробности;
    • образы характеров и обстоятельств — герои в коллизиях и конфликтах;
    • образы судьбы и мира — глобальные образы бытия вообще в понимании художника.

    2. По смысловой обобщённости:

    • индивидуальные — неповторимые, созданы самобытным, подчас причудливым воображением художника, чаще всего встречаются у романтиков и писателей-фантастов (например, Квазимодо в "Соборе Парижской Богоматери" В.Гюго, Демон в одноименной поэме М. Лермонтова, Воланд в "Мастере и Маргарите" А. Булгакова);
    • характерные — отражающие закономерности общественно-исторической жизни, запечатлевающие нравы и обычаи, распространенные в данную эпоху и в данной среде (например, персонажи "Братьев Карамазовых" Ф. Достоевского, пьес А. Островского);
    • типические — это высшая степень характерности, благодаря которой образ перерастает границы своей эпохи и обретает общечеловеческие черты (например, Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Обломов);
    • мотив — устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста, может быть выделен в пределах одного или нескольких (как правило, объединенных в цикл) произведений писателя, в контексте всего его творчества, а также в контексте какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи ("деревенская Русь" у С.Есенина, "Прекрасная Дама" у А. Блока и т.п.);
    • топос ("общее место") — образ, характерный для целой культуры определённого периода или нации. Таковы топосы "мир как книга" в культуре европейского Средневековья, "мир как театр" — в культуре Возрождения; топосы дороги или зимы в русской литературе (в творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова, Блока и др.);
    • архетип (термин "аналитической" психологии и эстетики швейцарского психолога К.Г. Юнга) — образ, заключающий в себе наиболее устойчивые и вездесущие "схемы" или "формулы" человеческого воображения, проявляющиеся как в мифологии, так и искусстве на всех стадиях его исторического развития (например, мифы о потопе, представления о "мировом древе" и их отражения в литературе).

    3. По мере условности:

    • образ-символ
    • образ-аллегория
    • образ-миф

    Образы автора, героя и персонажа

     

    Образ автора — носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла.

    Образ рассказчика (повествователя) — персонифицированный герой, повествующий о событиях.

    Образ лирического героя — образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.

    Эпический герой — герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения.

    Драматический герой — действующее лицо драматического произведения.

    Главный герой — основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения.

    Второстепенный персонаж — герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения.

    Внесценический персонаж — герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминающийся в речи действующих лиц.

    Образ рассказчика в литературном произведении

    Рассказчик — условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении, персонифицированный повествователь.

    Типы рассказчиков

    "Обрамляющий" условный рассказчик — ведет повествование, организует текст в художественное целое, но его функция условна (И.С. Тургенев "Записки охотника").

    Бесстрастный повествователь — изображает события как сторонний наблюдатель (А.С. Пушкин "Повести Белкина").

    Главный герой произведения — повествование в произведении может вестись от лица главного героя (Ф.М. Достоевский "Подросток").

    Рассказчик-словесная маска — писатель выбирает на роль рассказчика определенного персонажа, наделяя его рядом типических черт (Рудый Панько в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Н. В. Гоголя).

    Рассказчик-участник событий — рассказчик является участником событий, поэтому вносит в повествование собственную интерпретацию увиденного (глава "Максим Максимыч" из романа "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова).

    Система рассказчиков может быть в двух случаях:

    • художественное произведение имеет форму "рассказа в рассказе", когда от лица одного из собеседников описывается событие,
    • или связанных между собой повествований нескольких рассказчиков.

    В системе персонажей могут быть персонажи-антиподы, персонажи-антагонисты и персонажи-«двойники».

    Взаимоотношения персонажей

    Антиподы — персонажи, связанные отношениями противоположности, антонимичности, они обладают противоположными чертами, но не вступают в борьбу (Ольга и Татьяна Ларины, Обломов и Штольц).

    Антагонисты — персонажи, чьё противостояние выливается в конфликт (Е. Базаров и П. Кирсанов, Фамусов и Чацкий).

    «Двойники» — персонажи, сходные по сюжетной роли; различают полное двойничество (провокатор и доносчик Алоизий Могарыч и Иуда) и неполное двойничество, когда герои имеют какое-то принципиальное отличие в идеологических основаниях и мотивах своих поступков (Раскольников и Лужин, Раскольников и Свидригайлов: Лужин, как и Раскольников, следует своей «теории», основанной на арифметическом расчёте, но он, в отличие от Родиона Раскольникова, не испытывает нравственных мучений и начисто лишён способности сочувствовать людям; Свидригайлов заявляет о своём сходстве с Родионом, однако на самом деле является «кривым зеркалом» Раскольникова).

    Чтобы охарактеризовать систему образов, необходимо:

    • выявить все образы, присутствующие в произведении, и определить их вид (образы персонажей, предметов, природы, автора/повествователя, времени, пространства и т.п.);
    • соотнести образы с проблематикой произведения и объяснить их иерархию (главные, второстепенные);
    • дать характеристику отдельных групп образов;
    • выявить и охарактеризовать принципы, организующие систему образов (принцип контраста, принцип подобия, принцип дополнительности, принцип удвоения);
    • охарактеризовать средства создания образов, в том числе тропы, стилистические фигуры.

    Источник материала