Воскресенье, 09.05.2021, 23:20
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ

***
Категории раздела
ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ? [3]
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ [13]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Центр дистанционного образования для детей-инвалидов
  • Алтайский краевой педагогический лицей
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Итоговый урок

    А.П. Чехов "Скучная история"

    "Когда в человеке нет того, что выше и сильнее всех внешних влияний, 
    то, право, достаточно для него хорошего насморка,
    чтобы потерять равновесие и начать видеть в каждой птице сову,
    в каждом звуке слышать собачий вой".

    А.П. Чехов "Скучная история"

    1. "Скучная история", по сути, является микро-романом. Объясниите, почему. Подумайте, какие ещё рассказы и повести А.П. Чехова можно назвать микро-романами.

    2. Охарактеризуйте образ Николая Степановича (ФИО, возраст, род деятельности, семья, речевая характеристика).

    3. Что получится, если в отрывке из I главы, который начинается со слов "Пишу же я дурно", слово "пишу" и всё то, что связано с писанием и говорением, заменить словами "живу", "в жизни", "жизнь"? Если нужно, меняйте структуру предложения. Итоговый текст должен быть связным. ВЫПОЛНИТЕ ЭТО ЗАДАНИЕ ПИСЬМЕННО!!! Дайте свой комментарий получившемуся.
      "Пишу же я дурно. Тот кусочек моего мозга, который заведует писательскою способностью, отказался служить. Память моя ослабела, в мыслях недостаточно последовательности, и, когда я излагаю их на бумаге, мне всякий раз кажется, что я утерял чутье к их органической связи, конструкция однообразна, фраза скудна и робка. Часто пишу я не то, что хочу; когда пишу конец, не помню начала. Часто я забываю обыкновенные слова, и всегда мне приходится тратить много энергии, чтобы избегать в письме лишних фраз и ненужных вводных предложений, – то и другое ясно свидетельствует об упадке умственной деятельности. И замечательно, чем проще письмо, тем мучительнее мое напряжение. За научной статьей я чувствую себя гораздо свободнее и умнее, чем за поздравительным письмом или докладной запиской. Еще одно: писать по-немецки или английски для меня легче, чем по-русски".
    4. Николай Степанович — профессор анатомии. Об этом прямо не сказано, но есть косвенные указания: у него есть свой прозектор (помощник профессора анатомии, изготовляющий препараты). Какое значение это имеет для понимания сути повести? Подсказка: всю жизнь Николай Степанович занимался анатомией человека, а теперь занимается анатомией (чего?). Для ответа на этот вопрос, уточните в словаре, что такое анатомия. И тогда "Скучная история" превращается в историю чего?

    5. Какие органы чувств задействуют герои повести во взаимоотношениях друг с другом (осязание, обоняние, слух, вкус, зрение)?
      — ОСЯЗАНИЕ: Прикасаются ли герои друг к другу? Что чувствует профессор, когда к нему прикасается дочь (1 глава)?
      — ОБОНЯНИЕ: Перечитайте эпизод "Обед в доме профессора с Гнеккером". Как профессор описывает Гнеккера? С каким запахом он его ассоциирует? Какие запахи ещё присутствуют в повести?
      — ВКУС: Используют ли герои вкусовые эпитеты в своей речи? Как профессор вспоминает свои отношения с Лизой в детстве (1 глава).

      — СЛУХ: Слышат ли герои друг друга? Приятно ли им друг друга слушать? О чём говорят Катя и Михаил Фёдорович в 3 главе? Как реагирует профессор? Почему он не выдерживает? Как на его крик и оскорбительную реплику реагируют Катя и Михаил Фёдорович?
      — ЗРЕНИЕ: "Варя и Лиза обе НЕнаВИДЯТ Катю" (2 глава). "Катя преЗИРАЕТ жену и дочь так же сильно, как те её НЕнаВИДЯТ" (3 глава). Объясните, как взаимоотношения героинь связаны с мотивом зрения?
      Обратите внимание на детали, создающие оптические мотивы. Как, по вашему мнению, соотносятся со всем содержанием повести такие детали, как микроскоп (I глава) и то, что Катя — дочь окулиста (II глава): "Просто у вас открылись глаза; вот и всё. Вы увидели то, чего раньше почему-то не хотели замечать" (3 глава)?
      — Перечитайте фразу: "Я чувствую, что долее я не могу видеть ни своей лампы, ни книг, ни теней на полу, не могу слышать голосов, которые раздаются в гостиной" (2 глава). Профессор не может видеть, потому что органы чувств отказывают, или настолько сильны, что видеть и слышать становится просто невыносимо?

    6. Найдите в повести всё, что связано с дыханием (дыхание, духота, дух).

    7. Выпишите из повести все фразы, которые связаны с сердцем и кровью.

    8. Оцените двигательную активность персонажей. Много ли они двигаются, как двигаются?

    9. Как в повести организовано пространство и время? Какое время преобладает в повести цикличное или линейное? IV глава начинается так: "Наступает лето, жизнь меняется". Действительно ли жизнь меняется? Или это просто начало очередного цикла? Обоснуйте свой ответ, подтвердите его цитатами из повести.

    10. Какое значение имеет нервный тик, от которого страдает Николай Петрович?

    11. Перечитайте V главу повести — так называемую сцену "воробьиной ночи". Найдите значение фразеологизма "воробьиная ночь". В чём отличие этой главы от остальных (предыдущих и последующих) глав повести? С помощью каких глаголов описываются действия Николая Степановича? По накалу эмоций эта глава — кульминационная, но, как известно, кульминация — это высшая точка в развитии событий, а в данной повести событий практически нет. Как вы это объясните?
    12. В чём, по вашему мнению, причина непонимания между всеми героями "Скучной истории"?

    13. VI глава — это точка "обнуления" событий, мыслей, слов. Найдите признаки "обнуления". В открытом финале повести автор и его герои умолкают, оставляя читателя наедине со своими вопросами. Какие вопросы возникли у вас после того, как вы дочитали повесть?
    14. Сформулируйте тему и подтемы, повести "Скучная история". Докажите, что подтемы ("футлярность", медицина, искусство, любовь, одиночество, духовное перерождение, непонимание, скука, безразличие) раскрывают суть темы.

    15. Объясните смысл заглавия. Для этого выясните, что такое "СКУКА". Проследите мотив скуки в повести.
    16. По произведениям Чехова снято огромное количество фильмов, поставлено много спектаклей. Как вы думаете, почему нет экранизации повести "Скучная история"?

    Домашнее задание на следующий урок

    1. Перечитайте отрывок из заключительной главы повести:
      "Когда мне прежде приходила охота понять кого-нибудь или себя, то я принимал во внимание не поступки, в которых все условно, а желания. Скажи мне, чего ты хочешь, и я скажу, кто ты.
      И теперь я экзаменую себя: чего я хочу?
      Я хочу, чтобы наши жены, дети, друзья, ученики любили в нас не имя, не фирму и не ярлык, а обыкновенных людей. Еще что? Я хотел бы иметь помощников и наследников. Еще что? Хотел бы проснуться лет через сто и хоть одним глазом взглянуть, что будет с наукой. Хотел бы еще пожить лет десять... Дальше что?
      А дальше ничего. Я думаю, долго думаю и ничего не могу еще придумать. И сколько бы я ни думал и куда бы ни разбрасывались мои мысли, для меня ясно, что в моих желаниях нет чего-то главного, чего-то очень важного. В моем пристрастии к науке, в моем желании жить, в этом сидении на чужой кровати и в стремлении познать самого себя, во всех мыслях, чувствах и понятиях, какие я составляю обо всем, нет чего-то общего, что связывало бы все это в одно целое. Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, театре, литературе, учениках и во всех картинках, которые рисует мое воображение, даже самый искусный аналитик не найдет того, что называется общей идеей или богом живого человека.
      А коли нет этого, то, значит, нет и ничего."
    2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение (200—250 слов), начинающееся со слов:
      Скажи мне, чего ты хочешь, и я скажу, кто ты.

      И теперь я экзаменую себя: чего я хочу?
      Я хочу, чтобы... (ваши рассуждения).