А.П. Чехов "Скучная история"
"Когда в человеке нет того, что выше и сильнее всех внешних влияний,
то, право, достаточно для него хорошего насморка,
чтобы потерять равновесие и начать видеть в каждой птице сову,
в каждом звуке слышать собачий вой".
А.П. Чехов "Скучная история"
-
"Скучная история", по сути, является микро-романом. Объясниите, почему. Подумайте, какие ещё рассказы и повести А.П. Чехова можно назвать микро-романами.
-
Охарактеризуйте образ Николая Степановича (ФИО, возраст, род деятельности, семья, речевая характеристика).
- Что получится, если в отрывке из I главы, который начинается со слов "Пишу же я дурно", слово "пишу" и всё то, что связано с писанием и говорением, заменить словами "живу", "в жизни", "жизнь"? Если нужно, меняйте структуру предложения. Итоговый текст должен быть связным. ВЫПОЛНИТЕ ЭТО ЗАДАНИЕ ПИСЬМЕННО!!! Дайте свой комментарий получившемуся.
"Пишу же я дурно. Тот кусочек моего мозга, который заведует писательскою способностью, отказался служить. Память моя ослабела, в мыслях недостаточно последовательности, и, когда я излагаю их на бумаге, мне всякий раз кажется, что я утерял чутье к их органической связи, конструкция однообразна, фраза скудна и робка. Часто пишу я не то, что хочу; когда пишу конец, не помню начала. Часто я забываю обыкновенные слова, и всегда мне приходится тратить много энергии, чтобы избегать в письме лишних фраз и ненужных вводных предложений, – то и другое ясно свидетельствует об упадке умственной деятельности. И замечательно, чем проще письмо, тем мучительнее мое напряжение. За научной статьей я чувствую себя гораздо свободнее и умнее, чем за поздравительным письмом или докладной запиской. Еще одно: писать по-немецки или английски для меня легче, чем по-русски". -
Николай Степанович — профессор анатомии. Об этом прямо не сказано, но есть косвенные указания: у него есть свой прозектор (помощник профессора анатомии, изготовляющий препараты). Какое значение это имеет для понимания сути повести? Подсказка: всю жизнь Николай Степанович занимался анатомией человека, а теперь занимается анатомией (чего?). Для ответа на этот вопрос, уточните в словаре, что такое анатомия. И тогда "Скучная история" превращается в историю чего?
-
Какие органы чувств задействуют герои повести во взаимоотношениях друг с другом (осязание, обоняние, слух, вкус, зрение)?
— ОСЯЗАНИЕ: Прикасаются ли герои друг к другу? Что чувствует профессор, когда к нему прикасается дочь (1 глава)?
— ОБОНЯНИЕ: Перечитайте эпизод "Обед в доме профессора с Гнеккером". Как профессор описывает Гнеккера? С каким запахом он его ассоциирует? Какие запахи ещё присутствуют в повести?
— ВКУС: Используют ли герои вкусовые эпитеты в своей речи? Как профессор вспоминает свои отношения с Лизой в детстве (1 глава).
— СЛУХ: Слышат ли герои друг друга? Приятно ли им друг друга слушать? О чём говорят Катя и Михаил Фёдорович в 3 главе? Как реагирует профессор? Почему он не выдерживает? Как на его крик и оскорбительную реплику реагируют Катя и Михаил Фёдорович?
— ЗРЕНИЕ: "Варя и Лиза обе НЕнаВИДЯТ Катю" (2 глава). "Катя преЗИРАЕТ жену и дочь так же сильно, как те её НЕнаВИДЯТ" (3 глава). Объясните, как взаимоотношения героинь связаны с мотивом зрения? Обратите внимание на детали, создающие оптические мотивы. Как, по вашему мнению, соотносятся со всем содержанием повести такие детали, как микроскоп (I глава) и то, что Катя — дочь окулиста (II глава): "Просто у вас открылись глаза; вот и всё. Вы увидели то, чего раньше почему-то не хотели замечать" (3 глава)?
— Перечитайте фразу: "Я чувствую, что долее я не могу видеть ни своей лампы, ни книг, ни теней на полу, не могу слышать голосов, которые раздаются в гостиной" (2 глава). Профессор не может видеть, потому что органы чувств отказывают, или настолько сильны, что видеть и слышать становится просто невыносимо? -
Найдите в повести всё, что связано с дыханием (дыхание, духота, дух).
-
Выпишите из повести все фразы, которые связаны с сердцем и кровью.
-
Оцените двигательную активность персонажей. Много ли они двигаются, как двигаются?
-
Как в повести организовано пространство и время? Какое время преобладает в повести цикличное или линейное? IV глава начинается так: "Наступает лето, жизнь меняется". Действительно ли жизнь меняется? Или это просто начало очередного цикла? Обоснуйте свой ответ, подтвердите его цитатами из повести.
-
Какое значение имеет нервный тик, от которого страдает Николай Петрович?
- Перечитайте V главу повести — так называемую сцену "воробьиной ночи". Найдите значение фразеологизма "воробьиная ночь". В чём отличие этой главы от остальных (предыдущих и последующих) глав повести? С помощью каких глаголов описываются действия Николая Степановича? По накалу эмоций эта глава — кульминационная, но, как известно, кульминация — это высшая точка в развитии событий, а в данной повести событий практически нет. Как вы это объясните?
-
В чём, по вашему мнению, причина непонимания между всеми героями "Скучной истории"?
- VI глава — это точка "обнуления" событий, мыслей, слов. Найдите признаки "обнуления". В открытом финале повести автор и его герои умолкают, оставляя читателя наедине со своими вопросами. Какие вопросы возникли у вас после того, как вы дочитали повесть?
-
Сформулируйте тему и подтемы, повести "Скучная история". Докажите, что подтемы ("футлярность", медицина, искусство, любовь, одиночество, духовное перерождение, непонимание, скука, безразличие) раскрывают суть темы.
- Объясните смысл заглавия. Для этого выясните, что такое "СКУКА". Проследите мотив скуки в повести.
-
По произведениям Чехова снято огромное количество фильмов, поставлено много спектаклей. Как вы думаете, почему нет экранизации повести "Скучная история"?
Домашнее задание на следующий урок
- Перечитайте отрывок из заключительной главы повести:
"Когда мне прежде приходила охота понять кого-нибудь или себя, то я принимал во внимание не поступки, в которых все условно, а желания. Скажи мне, чего ты хочешь, и я скажу, кто ты.
И теперь я экзаменую себя: чего я хочу?
Я хочу, чтобы наши жены, дети, друзья, ученики любили в нас не имя, не фирму и не ярлык, а обыкновенных людей. Еще что? Я хотел бы иметь помощников и наследников. Еще что? Хотел бы проснуться лет через сто и хоть одним глазом взглянуть, что будет с наукой. Хотел бы еще пожить лет десять... Дальше что?
А дальше ничего. Я думаю, долго думаю и ничего не могу еще придумать. И сколько бы я ни думал и куда бы ни разбрасывались мои мысли, для меня ясно, что в моих желаниях нет чего-то главного, чего-то очень важного. В моем пристрастии к науке, в моем желании жить, в этом сидении на чужой кровати и в стремлении познать самого себя, во всех мыслях, чувствах и понятиях, какие я составляю обо всем, нет чего-то общего, что связывало бы все это в одно целое. Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, театре, литературе, учениках и во всех картинках, которые рисует мое воображение, даже самый искусный аналитик не найдет того, что называется общей идеей или богом живого человека.
А коли нет этого, то, значит, нет и ничего." - Напишите небольшое сочинение-рассуждение (200—250 слов), начинающееся со слов:
Скажи мне, чего ты хочешь, и я скажу, кто ты.
И теперь я экзаменую себя: чего я хочу?
Я хочу, чтобы... (ваши рассуждения).