Вторник, 19.03.2024, 08:37 Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход |
|||||||||||||||
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ | |||||||||||||||
|
ЭгофутуризмЭгофутуризм "Эгофутуризм" (в переводе с латыни "Я – будущее") был другой разновидностью русского футуризма, но кроме созвучия названий имел с ним очень мало общего. История эгофутуризма как организованного направления была слишком коротка (с 1911 до начала 1914 г.). В отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Северянина. Совместно с К. Олимповым он в 1911 году в Петербурге создаёт кружок "Ego", с которого и начался эгофутуризм. Слово появилось впервые в названии сборника Северянина "Пролог. Эгофутуризм. Поэза грандос. Апофеозная тетрадь третьего тома" (1911). В отличие от кубофутуристов, имевших чёткие цели (атака на позиции символизма) и стремившихся обосновать их в своих манифестах, Северянин не имел конкретной творческой программы либо не желал её обнародовать. Как он сам позднее вспоминал: "В отличие от школы Маринетти, я прибавил к этому слову [футуризм] приставку "эго" и в скобках "вселенский"... Лозунгами моего эгофутуризма были: 1. Душа – единственная истина. 2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отвергания старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6. Борьба со "стереотипами" и "заставками". 7. Разнообразие метров". В январе 1912 года в Петербурге была создана "Академия эгопоэзии", под крышей которой вокруг своего лидера Северянина объединились ещё не имевшие литературного опыта Г.Иванов, К.Олимпов и Грааль-Арельский (С.Петров). Северянин остался единственным из эгофутуристов, вошедшим в историю русской поэзии. Его стихи отличались безусловной напевностью, звучностью и лёгкостью. Рифмы его были необычайно свежи, смелы и удивительно гармоничны: "в вечернем воздухе – в нём нежных роз духи!", "по волнам озера – как жизнь без роз сера" и т.д. Знамя эгофутуризма подхватил 20-летний Иван Игнатьев, создав "Интуитивную ассоциацию эгофутуристов", куда вошли П.Широков, В.Гнедов и Д.Крючков. Их программный манифест "Грамата" характеризовал эгофутуризм как "непрестанное устремление каждого Эгоиста к достижению возможностей Будущего в Настоящем посредством развития эгоизма". Игнатьев активно занимался словотворчеством, широко проектировал визуальную поэзию, вводя в стихи графические композиции из слов, строк, математических символов и нотных знаков. Например, в одной из своих книг Игнатьев публикует стихотворение "Опус-45", в постскриптуме к которому указывает, что данный текст "написан исключительно для взирания, слушать и говорить его нельзя". Другим представителем "Ассоциации" был скандально известный Василиск Гнедов, который своими эксцентричными выходками не уступал кубофутуристам. В одной из заметок того времени говорилось: "В.Гнедов, в грязной холщовой рубахе, с цветами на локтях, плюёт (в буквальном смысле слова) на публику, кричит с эстрады, что она состоит из "идиотов". Гнедов писал стихи и ритмическую прозу (поэзы и ритмеи) на основе старославянских корней, используя алогизмы, разрушая синтаксические связи. Игорь Северянин Интермеццо Сирень моей весны фимьямною лиловью "Весны моей сирень! – И голос мой был звончат, Моей весны сирень грузила в грёзы разум, Василиск Гнедов Василиск (Василий Иванович) Гнедов (1890—1978) родом с Дона. Окончив техническое училище в Ростове, в 1912 году приехал в Петербург "переделывать литературу". Его кумиром был Игорь Северянин, но эгофутуризм сблизил с Игнатьевым, написавшим предисловие к циклу "Смерть искусству", подчеркнув: "Василиск Гнедов Ничем говорит целое Что..." В издательстве "Петербургский глашатай" вышел сборник стихов Гнедова "Гостинец сентиментам", 1913. Азбука вступающим Посолнцезеленуоленьтоскло 1913 по Р.Х. *** Выступают жаворонки ладно 1914 Иван Игнатьев Иван Васильевич Игнатьев (настоящая фамилия Казанский, 1892—1914) родился в Петербурге в небогатой купеческой семье. Начал печататься в 1909 году в газетах и журналах как автор театральной хроники, стихов и рассказов. Его первый сборник назывался "Около театра (юморески, миньятюры, штрихи, пародии)", 1912. Став во главе "Интуитивной ассоциации эгофутуристов", Игнатьев выпустил книгу статей "Эгофутуризм" и стихотворный сборник "Эшафот. Эгофутуры". На вечере памяти Игнатьева в 1915 году Маяковский заявил, что поэзия Игнатьева "по стилю похожа на отсталое творчество Надсона, но Надсон – хлам, а не поэт в сравнении с Игнатьевым". *** Почему Я не Арочный Сквозь? Почему не Желая живу? Почему Я Моё – Вечный Гид. * Я не знаю Окружности Ключ. 1912
Константин Олимпов Константин Константинович Олимпов (настоящая фамилия Фофанов, 1889—1940), сын поэта К.М. Фофанова. В одном из своих манифестов писал о треугольнике Ego: "Наш треугольник является эмблемой посредника между нашим Эго и Вечностью". Рассказывают, что после периода относительного благополучия, когда Олимпова рисовал Репин и принимал Сологуб, он появлялся без галош, а позже и босиком, но в воротничке "Тореадор" и с металлическим треугольником в петлице. Окончил жизнь в нищете и забвении: "Я считаю фунт хлеба за роскошь,/Я из чайной беру кипяток./Одолжить семь копеек попросишь/И поджаришь конинный биток..." Тройка в тройке Тройка в тройке колокольной. 1912 Примечания:
|
||||||||||||||
Copyright Myznikova E.A. © 2024 Хостинг от uCoz |