Суббота, 27.04.2024, 17:22
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ

***
Категории раздела
ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ? [3]
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ [13]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Центр дистанционного образования для детей-инвалидов
  • Алтайский краевой педагогический лицей
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Эгофутуризм

    Эгофутуризм

    "Эгофутуризм" (в переводе с латыни "Я – будущее") был другой разновидностью русского футуризма, но кроме созвучия названий имел с ним очень мало общего. История эгофутуризма как организованного направления была слишком коротка (с 1911 до начала 1914 г.).

    В отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Северянина. Совместно с К. Олимповым он в 1911 году в Петербурге создаёт кружок "Ego", с которого и начался эгофутуризм. Слово появилось впервые в названии сборника Северянина "Пролог. Эгофутуризм. Поэза грандос. Апофеозная тетрадь третьего тома" (1911).

    В отличие от кубофутуристов, имевших чёткие цели (атака на позиции символизма) и стремившихся обосновать их в своих манифестах, Северянин не имел конкретной творческой программы либо не желал её обнародовать. Как он сам позднее вспоминал: "В отличие от школы Маринетти, я прибавил к этому слову [футуризм] приставку "эго" и в скобках "вселенский"... Лозунгами моего эгофутуризма были: 1. Душа – единственная истина. 2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отвергания старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6. Борьба со "стереотипами" и "заставками". 7. Разнообразие метров".

    В январе 1912 года в Петербурге была создана "Академия эгопоэзии", под крышей которой вокруг своего лидера Северянина объединились ещё не имевшие литературного опыта Г.Иванов, К.Олимпов и Грааль-Арельский (С.Петров).

    Северянин остался единственным из эгофутуристов, вошедшим в историю русской поэзии. Его стихи отличались безусловной напевностью, звучностью и лёгкостью. Рифмы его были необычайно свежи, смелы и удивительно гармоничны: "в вечернем воздухе – в нём нежных роз духи!", "по волнам озера – как жизнь без роз сера" и т.д.

    Знамя эгофутуризма подхватил 20-летний Иван Игнатьев, создав "Интуитивную ассоциацию эгофутуристов", куда вошли П.Широков, В.Гнедов и Д.Крючков. Их программный манифест "Грамата" характеризовал эгофутуризм как "непрестанное устремление каждого Эгоиста к достижению возможностей Будущего в Настоящем посредством развития эгоизма". Игнатьев активно занимался словотворчеством, широко проектировал визуальную поэзию, вводя в стихи графические композиции из слов, строк, математических символов и нотных знаков. Например, в одной из своих книг Игнатьев публикует стихотворение "Опус-45", в постскриптуме к которому указывает, что данный текст "написан исключительно для взирания, слушать и говорить его нельзя".

    Другим представителем "Ассоциации" был скандально известный Василиск Гнедов, который своими эксцентричными выходками не уступал кубофутуристам. В одной из заметок того времени говорилось: "В.Гнедов, в грязной холщовой рубахе, с цветами на локтях, плюёт (в буквальном смысле слова) на публику, кричит с эстрады, что она состоит из "идиотов". Гнедов писал стихи и ритмическую прозу (поэзы и ритмеи) на основе старославянских корней, используя алогизмы, разрушая синтаксические связи.

    Игорь Северянин

                   Интермеццо

    Сирень моей весны фимьямною лиловью
    Изнежила кусты в каскетках набекрень.
    Я утопал в траве, сзывая к изголовью
          Весны моей сирень.

    "Весны моей сирень! – И голос мой был звончат,
    Как среброгорлый май. – Дыши в лицо пьяней..."
    О да! о, никогда любить меня не кончит
          Сирень весны моей!

    Моей весны сирень грузила в грёзы разум,
    Пила мои глаза, вплетала в брови сны,
    И, мозг испепелив, офлёрила экстазом
          Сирень моей весны...

    Василиск Гнедов

    Василиск (Василий Иванович) Гнедов (1890—1978) родом с Дона. Окончив техническое училище в Ростове, в 1912 году приехал в Петербург "переделывать литературу". Его кумиром был Игорь Северянин, но эгофутуризм сблизил с Игнатьевым, написавшим предисловие к циклу "Смерть искусству", подчеркнув: "Василиск Гнедов Ничем говорит целое Что..." В издательстве "Петербургский глашатай" вышел сборник стихов Гнедова "Гостинец сентиментам", 1913.
    Два года поэт провел в окопах первой мировой войны. После революции издал "Временник-4" со стихами Хлебникова, участвовал в "Газете футуристов", выпущенной в марте 1918 года Маяковским, Бурлюком и Каменским. В 1921-м году уехал из Москвы, работал инженером. Арестован в 1936-м. После освобождения в середине 50-х возобновил занятия литературой, делал ежедневные записи в стихах: "Я совсем холоден/Тепла в теле нет/Никуда не годен/Даже для котлет/Что я представляю?/Пустой чурбан/Не туда стреляю/Не в те черепа!"

       Азбука вступающим

    Посолнцезеленуоленьтоскло
    Перепелусатошершавит
    Осияннососипоносит
    Красносерппопроткнувшему жаба
    Кудролещеберезевеньиспой
    Переспойулетилосолнцем
    Нассчитаютдураками
    Амыдуракилучшеумных

    1913 по Р.Х.

                      ***

    Выступают жаворонки ладно
    Обратив коготья пухирядна
    Преподав урок чужих законов
    Ковыляют лоном кони
    Когтем сжимая солнце
    Положив язык на грани.
    Может был проездом на Уране
    А теперь петля кобыле
    Были ноги было сердце
    Были.

    1914

    Иван Игнатьев

    Иван Васильевич Игнатьев (настоящая фамилия Казанский, 1892—1914) родился в Петербурге в небогатой купеческой семье. Начал печататься в 1909 году в газетах и журналах как автор театральной хроники, стихов и рассказов. Его первый сборник назывался "Около театра (юморески, миньятюры, штрихи, пародии)", 1912. Став во главе "Интуитивной ассоциации эгофутуристов", Игнатьев выпустил книгу статей "Эгофутуризм" и стихотворный сборник "Эшафот. Эгофутуры". На вечере памяти Игнатьева в 1915 году Маяковский заявил, что поэзия Игнатьева "по стилю похожа на отсталое творчество Надсона, но Надсон – хлам, а не поэт в сравнении с Игнатьевым".

                   ***

    Почему Я не Арочный Сквозь?
    Почему Плен Судьбы?
    Почему не средьмирная Ось,
    А Средьмирье Борьбы?

    Почему не Желая живу?
    Почему уМИРАЮ ЖИВЯ?
    Почему оживая уМРУ?
    Почему Я – лишь я.

    Почему Я Моё – Вечный Гид. *
    Вечный Гид без ЛИЦА?
    Почему Бесконечность страшит
    Безначальность Конца?

    Я не знаю Окружности Ключ.
    Знаю – кончится Бег.
    И тогда Я увижу всю Звучь
    И услышу Весь спектр.

    1912

    Константин Олимпов

    Константин Константинович Олимпов (настоящая фамилия Фофанов, 1889—1940), сын поэта К.М. Фофанова. В одном из своих манифестов писал о треугольнике Ego: "Наш треугольник является эмблемой посредника между нашим Эго и Вечностью". Рассказывают, что после периода относительного благополучия, когда Олимпова рисовал Репин и принимал Сологуб, он появлялся без галош, а позже и босиком, но в воротничке "Тореадор" и с металлическим треугольником в петлице. Окончил жизнь в нищете и забвении: "Я считаю фунт хлеба за роскошь,/Я из чайной беру кипяток./Одолжить семь копеек попросишь/И поджаришь конинный биток..."

           Тройка в тройке

    Тройка в тройке колокольной.
    Громко, звонко пьяной тройке.
    Колокольни колокольней
    Колокольчик бойкой тройки.

    В тройке тройка пой, как тройка,
    Звонко, громко, пьяно, тройко!
    Колокольчик колокольный
    Колокольни, колокольней!!!

    Колокольчик звонче тройки.
    Колокольня колокольни!
    Тройка тройкой колокольней!
    В тройке тройка пьяной тройки.

    1912

    Примечания:
    *Вечный Гид – аллюзия на Вечного Жида (Агасфера), еврея-скитальца, обречённого богом на вечную жизнь и скитания за то,  что не дал Христу отдохнуть по пути на Голгофу.

    Источник