Художественная литература как искусство слова
Художественная литература (от лат. «буква») — вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни.
Искусство — это воспроизведение жизни в художественных образах. Искусство является одним из важнейших факторов духовной жизни человечества, оно стимулирует творческую деятельность, обогащает жизнь человека эмоциональными переживаниями и размышлениями.
Виды искусства
- Пространственные виды искусства: живопись, скульптура и архитектура, художественная фотография. Название «пространственные» они имеют потому, что объекты, которые они изображают, человек воспринимает в неподвижном виде, словно замершие в пространстве.
- Временные виды искусства: музыка, пение, танец, пантомима и художественная литература. Временными их называют потому, что, в отличие от статической формы изображения, характерной для пространственных искусств, они воспроизводят жизнь в её временном развитии.
- Синтетические виды искусства: театр, кино. Сочетают элементы как пространственных, так и временных видов (действие разворачивается как в пространстве, так и во времени).
В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнеподобную форму, выражающую определенное идейно-эстетическое содержание. При этом каждый вид искусства использует «свой» материал: музыка — звук, живопись — краски, архитектура — камень, дерево, металл и т. д. Литература работает со словом, поэтому способна не ограничиваться в изображении, раскрытии внутреннего и внешнего мира человека, его тончайших переживаний. Это главное ее отличие от других видов искусства. Божественная сущность слова была провозглашена ещё в Библии (Евангелия от Иоанна). Слово является основным элементом литературы, оно создает связь между материальным и духовным.
Немецкий философ Гегель назвал слово наипластичнейшим материалом. Действительно, средствами слова можно воспроизводить изображаемое любым другим видом искусства. Так, поэзия приемами своей звуковой организации приближается к музыке, прозаические словесные образы могут создавать иллюзию пластического изображения и т.д. Кроме того, слово,дает возможность изображать человеческую речь. Словами можно описать звук, цвет, запах, передать настроение, «рассказать» мелодию, «нарисовать» картину. Словесный образ может соперничать с живописным и музыкальным. И все же у него есть свои пределы — литература пользуется только словами.
В доисторические времена литература существовала в устном виде. С возникновением письменности начался новый этап развития литературы, хотя фольклор не теряет своего значения как основа литературы и до сих пор. Во многих литературных произведениях можно встретить отголоски «истоков» литературы (в произведениях Н.С. Лескова, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина и др).
Вряд ли можно преувеличить влияние литературы на формирование личности. Искусство слова давно уже стало частью той социальной и культурной среды, в которой развивается каждый человек. Литература сохраняет и передает из поколения в поколение общечеловеческие духовные ценности, обращаясь напрямую к сознанию человека, так как материальным носителем образности в литературе является слово. Взаимосвязь слова, точнее, речи и мышления изучается давно и не вызывает сомнений: слово — результат мысли и ее инструмент. С помощью слов мы не только выражаем то, что думаем: сам мыслительный процесс имеет вербальную (словесную) основу и невозможен вне речи. И если слово формирует мысль, значит, искусство слова способно повлиять на образ мысли. В истории литературы можно найти множество примеров, подтверждающих это. Нередко искусство слова напрямую использовалось как мощное идеологическое оружие, литературные произведения становились инструментом агитации и пропаганды (например, произведения советской литературы). Безусловно, это крайние проявления, но даже в том случае, когда литература напрямую не претендует на роль агитатора и наставника, она доносит до человека представления об определенных нормах, правилах, наконец, предлагает ему определенный способ видения мира, формирует его отношение к той информации, которую человек получает ежедневно.
Основные функции художественной литературы:
- воспитательная функция;
- эвристическая (познавательная) функция (изучение окружающего мира);
- эстетическая функция (воспитание чувства прекрасного);
- коммуникативная функция.