Суббота, 27.04.2024, 13:45
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ

***
Категории раздела
ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ? [3]
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ [13]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Центр дистанционного образования для детей-инвалидов
  • Алтайский краевой педагогический лицей
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Композиция

    Композиция художественного произведения

    Композиция — это построение всех элементов и частей художественного произведения в соответствии с авторским замыслом (в определенной пропорции, последовательности; композиционно оформляется образная система персонажей, пространство и время, событийный ряд в сюжете).

    Композиционно-сюжетные части литературного произведения

    Пролог — то, что привело к возникновению сюжета, предшествующие события (не во всех произведениях).
    Экспозиция — обозначение исходного пространства, времени, героев.
    Завязка — события, дающие развитие сюжету.
    Развитие действия — развитие сюжета от завязки до кульминации.
    Кульминация — момент наивысшего напряжения сюжетного действия, после которого оно движется к развязке.
    Развязка — прекращение действия в данном конфликтном направлении, когда противоречия разрешаются или снимаются.
    Эпилог — «анонс» дальнейших событий, подведение итога.

    Композиционные элементы

    К композиционным элементам относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия «издателей» (созданных авторской фантазией внесюжетных образов), диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни (Сон Обломова в романе Гончарова «Обломов», письма Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне в романе Пушкина «Евгений Онегин»); все художественные описания  (портреты, пейзажи, интерьеры).

    Композиционные приёмы

    Повтор (рефрен) — использование одних и тех же элементов (частей) текста (в стихотворениях – одних и тех же стихов):
    Храни меня, мой талисман,
    Храни меня во дни гоненья,
    Во дни раскаянья, волненья:
    Ты в день печали был мне дан.
    Когда подымет океан
    Вокруг меня валы ревучи,
    Когда грозою грянут тучи —
    Храни меня, мой талисман...
    (А.С. Пушкин «Храни меня, мой талисман»)

    В зависимости от позиции, периодичности появления и автономности различают следующие композиционные приёмы:
    Анафора — повтор в начале строки:
    Мимо ристалищ, капищ,
    мимо храмов и баров,
    мимо шикарных кладбищ,
    мимо больших базаров...
    (И.Бродский «Пилигримы»)

    Эпифора — повтор в конце строки:
    Конь мой земли не тронь,
    Лоб мой звезды не тронь,
    Вздох мой губы не тронь,
    Всадник – конь, перст – ладонь.
    (М. Цветаева «Ханский полон»)

    Симплока – последующая часть произведения начинается так же, как и предыдущая (как правило, встречается в фольклорных произведениях или стилизациях):
    Повалился он на холодный снег
    На холодный снег, будто сосенка  
    (М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича …»)

    Антитеза — противопоставление (работает на всех уровнях текста от символа до характера):
    Клянусь я первым днем творенья,
    Клянусь его последним днем.
    (М.Ю. Лермонтов «Демон»)
    Они сошлись. Волна и камень,
    Стихи и проза, лед и пламень…
    (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

        Композиционные приёмы, связанные с временными сдвигами (совмещение временных пластов, ретро-скачок, вставка):

    Ретардация — растягивание единицы времени, замедление, торможение.

    Ретроспекция — возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (рассказ о Павле Петровиче Кирсанове – И.С. Тургенев «Отцы и дети»; рассказ о детстве Аси – И.С. Тургенев «Ася»).

    Смена «точек зрения» — повествование об одном событии с точки зрения разных персонажей, персонажа и повествователя (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Ф.М. Достоевский «Бедные люди»).

    Параллелизм — расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста. Параллельными элементами могут быть предложения, их части, словосочетания, слова.
    Твой ум глубок, что море,
    Твой дух высок, что горы
    (В. Брюсов «Китайские стихи»)
    Примером композиционного параллелизма в прозаическом тексте может служить произведение Н.В. Гоголя «Невский проспект».

    Основные виды композиции

    1. Линейная композиция: естественная временная последовательность.
    2. Инверсионная (ретроспективная) композиция: обратный хронологический порядок.
    3. Кольцевая композиция: повторение начального момента в финале произведения.
    4. Концентрическая композиция: сюжетная спираль, повторение аналогичных событий по ходу развития действия.
    5. Зеркальная композиция: объединение приёмов повтора и противопоставления, в результате которого начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот.

    Источник материала