Суббота, 27.04.2024, 15:51
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ

***
Категории раздела
ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ? [3]
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ [13]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Центр дистанционного образования для детей-инвалидов
  • Алтайский краевой педагогический лицей
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    План анализа лирики

    План анализа лирического текста

    Анализ — это логический метод, с помощью которого мы расчленяем предметы или явления, выделяя в них (для дальнейших рассуждений) отдельные части и свойства.

    Анализ художественного произведения — это такой разбор, который должен привести к углубленному прочтению, то есть к проникновению в мысль и чувство, выраженные автором. Анализ художественного произведения предполагает чтение, выделение «ключевых слов» и «фраз», поиск изобразительно-выразительных средств и т.п. Но этого недостаточно для того, чтобы считать анализ текста завершённым. Важно глубоко понять значение каждой выделенной в процессе анализа части и увидеть их в единстве. Этой цели служит синтез — мысленное объединение существенных свойств однородных предметов и явлений. Синтез является конечной целью анализа.

    I. "Выходные данные"

    1. Автор, время написания, история создания, место в творчестве, кому посвящено, как приняли стихотворение (отзывы критиков о нем).

    Эти сведения можно почерпнуть в комментариях к стихотворениям (лучше пользоваться собраниями сочинений поэтов, в них информация бывает исчерпывающая).

    2. Название

    Необходимо истолковать название, понять, как оно связано с содержанием текста, что оно даёт для понимания стихотворения.

    II. Структура образов и развитие конфликта

    1. Тема (лирическое переживание), мотивы, идея, основная мысль

    Тема (мотив) — обстоятельство, событие, факт, впечатление, послужившее поводом, стимулом для лирического размышления или состояния (ушедшая любовь «Я вас любил», настоящая любовь «Я помню чудное мгновенье», дружба «Мой первый друг, мой друг бесценный...», положение народа и назначение поэзии «Элегия» Н.А.Некрасова).

    Идея — оценка автором изображаемого, его мысли по этому поводу («Я вас любил...» — благословление ушедшей любви, «Я помню чудное мгновенье» — прославление образа возлюбленной, «Элегия»— призыв к изменению существующего положения.

    2. Эмоциональная окраска чувств

    Тема предполагает определённое настроение (эмоциональное состояние или размышление). В стихотворении М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» мы улавливаем и боль, и страдания, вызванные гибелью поэта, и откровенную ненависть к убийце, не видевшем в Пушкине национального гения, и восхищение талантом великого поэта, и гнев по поводу реакции на эту гибель консервативной части общества.

    Даже в пейзажной лирике, в которой преобладают картины природы, следует искать передачу эмоционального состояния личности (ассоциативный образ). («Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес» (ощущение тоски, беспокойства), стая туч («хищное» движение (стая волков), массивность, отсутствие лёгкости, высоты, давящая темнота, ощущение потерянности и т.д.).

    3. Композиция, сюжет (если есть)

    Те или иные факты, события, обстоятельства, действия, воспоминания и впечатления, упоминаемые в тексте стихотворения, как правило перемежаются мыслями и эмоциями, что даёт ощущение динамики и движения. Смена и последовательность этих компонентов составляет композицию (построение) лирического произведения. Хотя в каждом конкретном случае композиция неповторима и своеобразна, но можно наметить некоторые общие тенденции.

    Практически любое стихотворение «делимо» на две части (как правило, неравных): «эмпирическую» (повествующую) и «обобщающую, в которой содержится тот всеобъемлющий, общечеловеческий, философский смысл, ради которого и написано стихотворение.

    Обобщающая часть в стихотворении «На холмах Грузии» :

    И сердце вновь горит и любит – оттого,

    Что не любить оно не может.

    В ней звучит гимн человеку вообще, это гуманистический, жизнеутверждающий аккорд всего стихотворения. Всё остальное — эмпирическая часть. Стихотворение может строиться в другой последовательности: сначала обобщающая часть, потом эмпирическая.

    Сюжет в лирических произведениях чаще всего отсутствует. Он имеет место в стихотворениях событийных, эпических (чаще всего у Н.А.Некрасова, иногда его лирику называют прозаизированной).

    4. Основные черты лирического героя

    Образ лирического героя — это образ личности, которой принадлежат мысли и переживания в лирическом произведении (обычно это или сам автор или близкий к личности автора). Его характер раскрывается в раздумьях, эмоциях.

    III. Жанровое своеобразие стихотворения

    Жанр стихотворения

    Ода — торжественное стихотворение, прославляющее какое-либо событие, значительное явление общественной жизни, выдающуюся личность и т.п.

    Элегия — стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем, исполненное чувством сожаления и уныния.

    Эпиграмма — короткое сатирическое стихотворение, адресованное определенному конкретному или же обобщенному лицу, событию, явлению и т.п.

    Послание — стихотворение, обращенное к какому-либо конкретному лицу или группе лиц.

    Гимн — хвалебная песнь в честь богов, героев, победителей, какого-либо знаменательного события и т.п., построенная как обращение или воззвание к восхваляемому объекту.

    Стансы — небольшое лирическое стихотворение, состоящее из четверостиший с законченной мыслью в каждом из них, объединенных между собой одной темой. Стансы предполагают раздумья поэта.

    Мадригал — стихотворение шутливого или любовного характера, в котором дается преувеличенно лестная характеристика лица, к которому обращается поэт.

    С учетом формы и содержания стихотворения можно выделить такие лирические жанры: стихотворение-портрет, стихотворение-воспоминание, стихотворение-размышление, стихотворение-исповедь, стихотворение-признание, стихотворение-зарисовка и пр.

    IV. Особенности поэтического языка (тропы и фигуры)

    1. Художественные приёмы (тропы)

    Метафора — это слово в переносном значении (солнечная улыбка, золотые волосы, чаша бытия, лабиринты боли).

    Эпитет — это выразительное определение (голубиные облака, яркий голос, тощее сиянье фонаря).

    Олицетворение — это одушевление неодушевлённого (прокатился гром, вьюга злится, зима баюкает, мороз рисует узоры).

    Сравнение — это сопоставление двух объектов (воробышки игривые, как детки сиротливые).

    Метонимия — то же, что метафора, только перенесение осуществляется по принципу смежности, то есть предметы должны быть связаны друг с другом (слушать Шопена, съесть три тарелки).

    Оксюморон — совмещение несовместимого (живой труп, холодный огонь).

    Аллегория — иносказание. Условное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного явления. Под изображёнными в аллегории животными, людьми, предметами всегда имеются в виду другие лица, вещи, события, факты (правосудие – женщина с завязанными глазами и весами в руках, аллегория надежды – якорь, аллегория мира во всём мире – белый голубь). Аллегория часто применяется в баснях и сказках, где хитрость иносказательно изображается в образе лисы, жадность — в обличии волка, коварство — в виде змеи. В отличие от символа аллегория однозначна, она выражает строго определённый предмет или явление.

    Символ — многозначный предметный образ, которым связываются между собой различные аспекты изображаемой художником действительности. Символический образ проясняется в процессе свободно возникающих ассоциаций. Являясь условным обозначением, символ во многом сходен с аллегорией, но он отличается от неё большей степенью обобщения, не поддающегося однозначному толкованию. В стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» человеческая душа, обуреваемая страстями, находит соответствие с бурлящей морской стихией; личность ассоциируется с образом одинокого паруса, раздираемого ветром и несущегося по воле волн. Подобные символические соответствия можно обнаружить и в таких стихотворениях, как «Анчар» А.С.Пушкина, «Фонтан» Ф.И.Тютчева, «Стихи о Прекрасной Даме» А.А.Блока, «Песня о Буревестнике» А.М.Горького и многих других.

    Гипербола — преувеличение (я говорил это тысячу раз).

    Литота — преуменьшение (мальчик с пальчик).

    2. Стилистические фигуры

    Антитеза — стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств. Обычно выражается антонимами (мороз и солнце, день и ночь).

    Градация — расположение близких по значению слов в порядке повышения или понижения их смысловой или эмоциональной значимости.

    И где ж Мазепа? Где злодей?

    Куда бежал Иуда в страхе?

    (А.С.Пушкин. «Полтава»)

    Параллелизм — сопоставление двух явлений путем параллельного их изображения. Такое сопоставление подчёркивает сходство или различие явлений, придаёт речи особую выразительность.

    Анафора — повторение начального слова, словосочетания или двух самостоятельных отрезков речи.

    Когда умирают кони – дышат,

    Когда умирают травы – сохнут,

    Когда умирают солнца – они гаснут,

    Когда умирают люди – поют песни.

    (В.Хлебников)

    Задача анафоры выделить слово, задержать на нём внимание читателей. Своеобразный вид «разливной» анафоры применил К. Симонов в стихотворении военных лет «Жди меня». Ассиметрично расположенные эти анафорические повторы «жди...» производят сильнейшее действие. На 36 строк слово «жди» повторяется 11 раз.

    Эпифора — выразительное повторение слов или выражений в конце отрезка речи:

    Милый друг, и в этом тихом доме

    Лихорадка бьёт меня.

    Не найти мне места в тихом доме

    Возле мирного огня!

    Инверсия — своеобразная расстановка слов в предложении, нарушающая порядок, установленный правилами. При инверсии сказуемое предшествует подлежащему, определение ставится после существительного, обстоятельства и дополнения — перед сказуемым.

    И курганов зеленеет убегающая цепь.

    (А.Фет).

    (ср.: Убегающая цепь курганов зеленеет).

    Инверсия помогает автору резко изменить интонацию, разрушить обыденный, традиционный вид фразы, что придаёт последней большую выразительность.

    Умолчание — оборот речи, в котором мысль остаётся не до конца выраженной, но читатель догадывается о невысказанном.

    Но мне ли, мне ль, любимцу государя...

    Но смерть... но власть... но бедствия народны.

    (А.С.Пушкин)

    Риторический вопрос — это обращённый к читателю или слушателю (реальному или же воображаемому) вопрос, не требующий ответа.

    Что ищет он в стране далёкой?

    Что кинул он в краю родном?

    (М.Ю. Лермонтов)

    Риторические восклицание — такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие:

    Какое лето, что за лето!

    Да это просто колдовство.

    (Ф.Тютчев).

    Риторическое обращение — это такая стилистическая фигура, которая, являясь по форме обращением, носит условный характер, придавая художественной речи авторскую интонацию: торжественность, восторженность, сердечность, доверительность, иронию и т.п.

    Москва! Москва!... люблю тебя, как сын... (М.Ю. Лермонтов).

    Асиндетон (бессоюзие) — одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, который состоит в пропуске между словами и предложениями соединительных союзов. Их отсутствие придаёт речи стремительность, выразительность, передаёт убыстрённую интонацию. Благодаря асиндетону речь приобретает большую сжатость, компактность.

    Швед, русский – колет, рубит, режет.

    Бой барабанный, клики, скрежет.

    Гром пушек, топот, ржанье, стон...

    Полисиндетон (многосоюзие) — одна из стилистических фигур, оборот поэтической речи, который состоит в намеренном увеличении количества союзов в предложении, благодаря чему выделяются отдельные слова, замедляется интонация, усиливается выразительность речи.

    И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

    Щадят победителя годы...

    _________

    И скучно, и грустно, и некому руку подать...

    Эллипсис — стилистическая фигура: пропуск слова, значение которого восстанавливается из контекста. Содержательная функция эллипсиса — создание эффекта лирической «недоговорённости», нарочитой небрежности, подчёркнутой динамичности речи.

    Зверю – берлога,

    Страннику – дорога,

    Мёртвому – дроги,

    Каждому – своё.

    (М.Цветаева).

    3. Фонетический уровень текста

    Аллитерация — повторение в стихах или реже — в прозе одинаковых созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи. Аллитерация подчёркивает звучание отдельных слов, выделяя их и придавая им особенно выразительное значение.

    Нева вздувалась и ревела,

    Котлом клокоча и клубясь.

    (А.С.Пушкин).

    Возможности аллитерации не ограничиваются звукоподражанием (Били копыта, пели будто // Гриб. Граб. Гроб. Груб), связывая между собой разные по значению, но сходно звучащие слова, аллитерация тем самым устанавливает между ними нетрадиционные смысловые связи.

    Я вижу молнии из мглы

    И морок мраморного грома.

    (А.Белый)

    Ассонанс — повтор гласных звуков, чаще всего ударных: «Скала и плащ // скала, и плащ, и шляпа» (Б. Пастернак).

    Ассонанс обеспечивает стиху напевность звучания.

    Звукопись — соответствие фонетического состава фразы изображённой картине.

    Мазурка раздалась. Бывало,

    Когда гремел мазурки гром,

    В огромной зале всё дрожало,

    Паркет трещал под каблуком.

    Тряслися, дребезжали рамы:

    Теперь не то, и мы, как дамы,

    Скользим по лаковым доскам.

    V. Размер, ритм, рифма

    1. Размер стихотворения

    Ямб U┴

    Хорей ┴U

    Пиррихий UU (пропуск ударения в двусложном размере).

    Спондей ┴┴ (два ударных слога в двусложном размере)

    Анапест UU┴

    Амфибрахий U┴U

    Дактиль ┴UU

    Верлибр (свободный или белый стих)

    Акцентный стих (В.Маяковский).

    2. Ритм, перебои ритма

    Перебои ритма несут смысловую нагрузку, создают мелодию, передают настроение лирического героя.

    3. Тип рифмы

    Смежная (парная) ААВВ

    Перекрёстная АВАВ

    Кольцевая (опоясывающая) АВВА

    Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.

    VI. Хронотоп

    Хронотоп (от греч. chronos — время topos — место; буквально «времяпространство») — это взаимосвязь пространства и времени в художественном тексте.

    Пространство: верх — низ, замкнутость — разомкнутость, открытое — закрытое пространство и т.п.;

    Время: прошлое—настоящее—будущее, настоящее—прошлое—настоящее (временное кольцо) и т.п.

    Выводы

    В выводах необходимо отразить личное восприятие стихотворения, ассоциации, раздумья, дать оценку, прийти к истолкованию текста.

    Главное — уловить живую авторскую мысль, настроение стихотворения и осторожно, бережно, чтобы не разрушить впечатление, постараться передать всё это в своей работе.