Валентин Распутин "Прощание с Матёрой"
План для беседы на уроке
1. Каков сюжет повести?
2. Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю историю Матёры?
3. Найдите историю Матёры (1 глава) и описание Матёры (2 глава). Найдите в словаре толкование слова "матёрый".
4. Повесть начинается с описания Матёры весной. Что осталось неизменным, а что поменялось? Какой характер носят это перемены?
5. Вспомните (если не помните, найдите и прочитайте) историю Атлантиды. Отчего погибла Атлантида? Есть ли связь между Атлантидой и Матёрой? Похожи ли жители Матёры на атлантов?
6. Прочитайте об Иркутской ГЭС:
Экологические последствия: Иркутское водохранилище затопило участок Ангары от истока до створа Иркутской ГЭС, а также повысило уровень Байкала, по разным данным, на 0,8—1,2 м (что вызвало затопление и подтопление свыше 550 км² земель по берегам озера). Годовой ход уровней водохранилища в целом близок к естественному ходу колебаний уровня Байкала. Влияние ГЭС проявляется в некотором увеличении амплитуды колебаний уровня и сдвиге в сторону запаздывания сроков наибольшей сработки и наполнения водоёма. Создание водохранилища активизировало процессы берегопереработки, как на речном участке водохранилища (масштаб размывов на отдельных участках достигает 150 м в глубину), так и на побережье озера Байкал. Зафиксированы изменения в режиме перемещения наносов, разрушение некоторых пляжей, повышения уровня грунтовых вод в низменных участках (главным образом в дельтах впадающих в Байкал рек). После подъёма уровня воды в Байкале было зафиксировано сокращение популяции бычка-желтокрылки, что сказалось и на популяции омуля; к настоящему времени численность желтокрылки восстановилась. Отмечается, что экосистема озера постепенно приспособилась к произошедшим изменениям. В результате подъёма уровня воды в истоке Ангары была затоплена большая часть скалы «Шаман-камень», над поверхностью воды осталась лишь её верхняя часть.
Что вы знаете о влиянии ГЭС на экосистему?
7. Как относятся к происходящему Дарья (гл. 14), Настасья (гл. 7)?
8. Как относятся молодые к происходящему? Петруха (гл.2), Павел (гл. 9,22), Андрей (гл. 12), Клавка Стригунова (гл. 13), санитарные бригады (гл. 3), Воронцов (гл. 3)
9. Почему Дарья вспоминает родителей? Что Дарья думает о человеке(гл. 4)?
10. Прочитайте сцену, когда в конце повести Дарья приходит на кладбище. Почему в этом эпизоде много вопросов? (гл. 18)
11. Какова история жизни Дарьи (гл. 5)? Зачем автор её рассказывает читателям?
12. Каковы точки зрения Дарьи и её внука Андрея на место человека в мире (гл. 12)?
13. В чём суть спора Дарьи и Андрея в 13 главе?
14. О чём больше всего горюет Дарья при отъезде Андрея? (гл. 15)
15. Сравните "стариков" и "молодёжь" в повести. Заполните таблицу:
|
«Старики» |
«Молодёжь» |
Отношение к «малой родине» |
|
|
Отношение к предкам |
|
|
Отношение к природе |
|
|
16. В чём сталкиваются "отцы" и "дети"? О чём сокрушается писатель? Только ли о том, что старое сменяется новым?
17. В повести выявляются противопоставленные образы:
- жители Матёры – представители власти
- природа – цивилизация
- деревня – город
Какой вывод можно сделать на основе этих сопоставления этих образов?
18. Какое высказывание подходит к повести больше всего? Аргументируйте своё мнение.
- Управлять природой можно, лишь подчиняясь ей. Ф.Бэкон
- Леса учат человека понимать прекрасное. А.Чехов
- Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счел бы неприличным делать в гостях. Д.Армонд
- Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник, человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей. И. Тургенев
- Поведение человека в природе — это и зеркало его души. К.Зелинский
- В лесных делах не может быть равнодушия. Народу нашему вечно жить на этой земле. Л.Леонов