Вторник, 19.03.2024, 13:03
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ

***
Категории раздела
ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ? [3]
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ [13]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Центр дистанционного образования для детей-инвалидов
  • Алтайский краевой педагогический лицей
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Сюжет и фабула

    Сюжет (от французского sujet — предмет) — это «цепь событий, воссозданная в литературном произведении, то есть жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах» (В.Е. Хализев).

    Фабула  — это «выпрямленный» сюжет, т.е. те же самые события, но в их естественном, хронологическом порядке, так, как они происходили или могли бы происходить в действительности; при этом последовательность событий в сюжете может совпадать с фабульной, а может и отличаться от неё.

    Пример несовпадения сюжета и фабулы — роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Если иметь в виду хронологию событий в «Герое нашего времени», то есть фабулу, то она должна выглядеть так: приключение Печорина с «ундиной» в Тамани («Тамань»); история Мери с Грушницким, дуэль («Княжна Мери»); эпизод с Вуличем («Фаталист»); похищение Бэлы и путешествие странствующего офицера-рассказчика с Максимом Максимычем («Бэла»); встреча с Максимом Максимычем во Владикавказе («Максим Максимыч»); известие о смерти Печорина («Предисловие к «Журналу Печорина»). Расположение частей согласно хронологии (фабуле) романа, следовательно, таково: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к «Журналу Печорина».

    Однако в романе хронология нарушена. Там иное расположение повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

    Из сравнения хронологической последовательности с последовательностью повестей в романе можно заключить, что их несовпадение означает несовпадение между фабулой и сюжетом. Какие художественные цели преследовал Лермонтов? Одна из таких целей состояла в том, чтобы снять напряжение с происшествий и приключений, то есть с внешних событий, и переключить его на внутреннюю жизнь героя, усилив внимание читателя к ней.

    Мотив

    Минимальная единица членения сюжета — мотив. В рамках одного и того же произведения могут встречаться эпизоды, развивающие один и тот же мотив. С другой стороны, между разными произведениями может наблюдаться перекличка мотивов (мотив пути, мотив рождения, мотив смерти, мотив поединка, мотив свидания и т.д.). Мотивы, берущие своё начало в Библии, мифологии или в мировой классике, называются сквозными: мотив возвращения блудного сына, мотив Страшного суда, гамлетовский мотив, байроновские (байронические) мотивы и др.

    Сюжетно-композиционные элементы

    Экспозиция (от лат. expositio — изложение, объяснение) представляет собой описание событий, предшествующих завязке. Ее основные функции — ознакомление читателя с обстановкой, в которой будут разворачиваться события, и с персонажами, действующими в данном произведении. Экспозиция может занимать целые главы произведения (например, в романе И.А. Гончарова «Обломов» экспозиционную роль играет вся первая часть произведения, 1—10 главы), может находиться не только в начале произведения, но и в его конце (например, в поэме «Мёртвые души» биография Чичикова, имеющая экспозиционное значение, помещена в 11 главу).

    Завязка — событие или группа событий, непосредственно ведущих к конфликтной ситуации, отправной момент в развертывании сюжета. Завязка может присутствовать в произведении явно, обособленно, как суверенный, самостоятельный элемент сюжета, а может вырастать из экспозиции. Если в произведении не одна, а несколько сюжетных линий, каждая имеет свою завязку, что не исключает наличия общей завязки.

    Развитие действия — вся система последовательного развертывания событийного плана от завязки до развязки.

    Кульминация (от лат. culmen — вершина) — момент наивысшего напряжения конфликта, имеющий решающее значение для его разрешения. Например, кульминацией в развитии действия «Преступления и наказания» является встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем, во время которой происходит следующий разговор: «— Так… кто же… убил?.. — спросил он, не выдержав, задыхающимся голосом. Порфирий Петрович даже отшатнулся на спинку стула, точно уж так неожиданно и он был изумлен вопросом.— Как кто убил?.. — переговорил он, точно не веря ушам своим, — да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с… — прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом». После этого объяснения со следователем, когда развеяны надежды остаться вне подозрения в убийстве, Раскольников вынужден действовать — конфликт разрешается добровольным признанием, явкой с повинной.При наличии в произведении нескольких сюжетных линий соответственно умножается и число кульминационных моментов.

    Развязка — событие, разрешающее конфликт. Иногда развязка совпадает с финалом; если же финал открытый, то развязка может отсутствовать («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского , «Война и мир» Л.Н. Толстого , «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова ).

    Конфликт как двигатель сюжета

    Двигателем сюжета является конфликт — противоборство, возникающее на основе противоречий между характерами или между характерами и обстоятельствами (внешний конфликт), или в душе героя (внутренний конфликт).

    Типы конфликтов:

    • социальный (например, бедные и богатые);
    • семейно-бытовой;
    • нравственный (например, ценность человеческой жизни, любви и т.п.)
    • психологический (внутренний);
    • философский (смысл и цель жизни, вопросы свободы, выбора и т.п.).

    В одном произведении помимо основного конфликта на развитие действия могут оказывать влияние конфликты частного характера. Например, в пьесе М. Горького «На дне» на фоне основного конфликта — философского спора о Человеке, правде и лжи — разворачиваются семейно-бытовой (любовный треугольник: Василиса, Васька Пепел, Наташа) и социальный (между хозяином ночлежки Костылёвым и постояльцами, между несправедливо устроенным обществом и обитателями ночлежки).

    Типы сюжетов

    В художественном произведении может присутствовать несколько сюжетных линий, каждая из которых образована из цепочки событий, в которых участвуют одни и те же действующие лица. Например, в романе «Евгений Онегин» можно проследить сюжетные линии: история любви Онегина и Татьяны, история любви Ленского и Ольги, история замужества няни, история замужества матери Татьяны, история Автора. Наличие нескольких сюжетных линий не нарушает целостности произведения, так как они объединены общей темой и представляют разные варианты её развития. Каждая сюжетная линия может иметь свою завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

    С точки зрения тематики сюжеты бывают:

    • исторические и современные,
    • фантастические,
    • любовные,
    • авантюрные,
    • военные,
    • приключенческие,
    • семейные и т.д.

    С точки зрения структуры сюжеты делятся на:

    • хроникальные (события и конфликты сменяют друг друга во времени, следуя друг за другом, что позволяет показать героя в развитии);
    • концентрические (преобладают причинно-следственные связи между событиями, то есть каждое событие является причиной следующего за ним и следствием предыдущего, подчиняясь логике основного конфликта  — личность героя не развивается, а «выясняется»).

    В произведениях русской классической литературы преобладает сюжет смешанного типа, позволяющий не только развернуть события во времени, но и выстроить их в соответствии с логикой конфликта.

     

    Примечание. Для лирических произведений характерен лирический сюжет, представляющий собой цепь событий (размышлений, переживаний), происходящих во внутреннем (ментальном) мире лирического героя.

    Источник материала