Суббота, 27.04.2024, 19:11
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ

***
Категории раздела
ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ? [3]
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ [13]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Центр дистанционного образования для детей-инвалидов
  • Алтайский краевой педагогический лицей
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Шмелёв И.С. Неупиваемая чаша (план)

    План для беседы
    по рассказу И.С. Шмелёва "Неупиваемая чаша"

    1. О чём, по вашему мнению, рассказ "Неупиваемая чаша"?
    2. Проследите за употреблением в тексте слова "радость". В каком значении оно употреблено? Какого рода радость испытывает главный герой рассказа?
    3. В чём особенность икон, написанных Ильёй Шароновым? Что такое канон? Соответствуют ли его иконы канону?
    4. Как писал Илья портрет Анастасии, который впоследствии приравняли к иконе? Найдите и перечитайте от слов «Ночью безумствовал Илья в своей клетушке.» до слов «…которая умереть не может».
    5. Найдите описание иконы в повести. Икона не была канонической, но её приняли в монастыре. Почему?
    6. Почему икона, написанная Ильёй, чудотворит?
    7. Сопоставьте икону "Неупиваемая чаша" с описанием иконы в рассказе. Для этого найдите изображение и описание иконы в дополнительных источниках и описание иконы в произведении.

    Дополнительная информация,
    которая может вам понадобиться для анализа рассказа

    Икона – это не портрет и не жанровая картина, а прообраз идеального человечества, поэтому икона дает лишь символическое его изображение. Физическое движение на иконе сведено до минимума или вовсе отсутствует. Зато особыми средствами передается движение духа – позой фигуры, рук, складками одежды, цветом и главное – глазами. Там сосредоточена вся сила нравственного подвига, вся сила духа и его власть над телом.

    Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимб. Нимб – это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.

    На иконах отсутствуют тени. Это тоже обусловлено особенностями миропонимания и задачами, которые стояли перед иконописцем. Мир горний – это царство духа, света, оно бесплотно, там нет теней. Икона являет вещи, творимые и производимые Светом, а не освещенные светом.

    Символика вещей

    Дуб – древо жизни.

    Дом – символ домостроения, созидания.

    Гора – символ возвышенного, знак духовно-нравственного восхождения.

    Красный крест – символ мученичества (и Возрождения).

    Цветок анемона – знак скорби Марии, матери Христа (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»).

    Посох у ангела – символ небесного вестничества, посланничества.

    Юноша с трубой – ветер.

    Пеликан – символ чадолюбия.

    Золотой венец – символ духовной победы.

    Правая и левая сторона на иконе или фреске – тоже зачастую символичны. Средневековый зритель знал, что слева от Христа – девы неразумные, справа – разумные.

    Два-три дерева символизируют лес.

    Луч с небесных сфер – символ Святого духа, Божественной энергии, которая совершает чудо воплощения Божества в человеке.

    Действие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания.

    Золотой крест, якорь и сердце означают веру, надежду и любовь.

    Книга – дух премудрости.

    Золотой подсвечник – дух разума.

    Евангелие – дух совета.

    Семь золотых рогов – дух крепости.

    Семь золотых звезд – дух ведения.

    Громовые стрелы – дух страха Божия.

    Лавровый венок – дух радости.

    Голубица, держащая во рту ветвь – дух милосердия.

    Изображение церковных таинств

    Сосуд с водой – таинство крещения.

    Алавастр (особый сосуд) – таинство миропомазания.

    Чаша и дискос – таинство причащения.

    Два глаза – таинство покаяния (исповеди).

    Рука благословляющая – таинство священства.

    Рука, держащая руку – таинство венчания.

    Сосуд с елеем – таинство елеоосвящения (соборования).

    Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость. Золото (ассист) на иконе символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного, самого Бога. Солнечное золото как бы поглощает зло мира и побеждает его. Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога.

    Желтый, или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов.

    Пурпурный, или багряный, цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Это цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери – царицы Небесной.

    Красный – один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни.

    Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.

    Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.

    Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества.

    Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

    Серый  – цвет, который никогда не использовали в иконописи. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.

    Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.