Роды литературы
1. Эпос
2. Лирика
3. Драма
4. Лироэпос
Критерии принадлежности произведения к тому или иному роду литературы (родовые признаки):
- Субъективные – объективные отношения.
- Наличие или отсутствие сюжета, событийного ряда.
- Наличие или отсутствие повествования.
- Является ли произведение полностью законченным произведением искусства (самодостаточен ли текст как феномен искусства).
- Объем текста.
ЭПОС
- Автор занимает позицию как бы со стороны, говорит о том, что происходит. Центральный объект художественного отражения не сам повествователь.
- Есть сюжет, событийный ряд.
- Ведётся повествование.
- Завершенный текст самодостаточен, как факт искусства.
- Не имеет регламента.
ЛИРИКА
- Объект в лирике по сути – сам субъект. О чем бы в лирике автор не вел разговор, он представляет предельно субъективную точку зрения.
- В лирике сюжета нет (фабула или мотив могут быть намечены пунктиром).
- Отсутствие повествования.
- Как факт искусства – самодостаточна.
- Лирика тяготеет к малому объему.
ДРАМА
- Лирическое начало воплощается в репликах героев. Автор может выразить свое лирическое начало в ремарке. Эпическое начало воплощается в повествовании о событиях.
- Классическая драма имеет сюжет.
- О событиях могут повествовать герои. Не все события можно представить в драме.
- Драма самоценна, как литературное произведение, но не самодостаточна до постановки на сцене. Требует материализации текста на сцене.
- Драма регламентирована в объеме, ограничена условиями реальных постановок на сцене.
ЛИРОЭПИКА
Лиро-эпические произведения представляют собой, как видно из названия, синтез эпического и лирического начал. От эпоса лироэпика берет наличие повествования, сюжетность (хотя и ослабленную), систему персонажей (менее развитую, чем в эпосе), воспроизведение предметного мира. От лирики — выражение субъективного переживания, наличие лирического героя (объединенного с повествователем в одном лице), тяготение к относительно малому объему и стихотворной речи, часто психологизм.
При анализе лиро-эпических произведений следует особое внимание уделять не разграничению эпических и лирических начал (это первый, предварительный этап анализа), а их синтезу в рамках одного художественного мира. Для этого принципиальное значение имеет анализ образа лирического героя-повествователя.
Все произведения мировой литературы и фольклора можно классифицировать с родовой точки зрения
Литературные роды делятся на жанры.