Вторник, 19.03.2024, 13:34
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ

***
Категории раздела
ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ? [3]
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ [13]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Центр дистанционного образования для детей-инвалидов
  • Алтайский краевой педагогический лицей
  • Статистика

    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0

    Словарь терминов

    Словарь литературоведческих терминов

    Автобиография — литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни.

    Автор (лат. создатель, сочинитель) — создатель литературного произведения. Применительно к конкретному литературному произведению используется понятие «образ автора» — это «проекция» автора на плоскость текста, его условный «представитель» в художественном мире произведения. Понятия «автор» и «образ автора» часто используются как синонимы.

    Аллегория — иносказательное изображение предмета или явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты (подробнее здесь в разделе "Художественные приёмы").

    Алогизм — 1) нелогичность, несовместимость с требованиями логики; 2) смысловой скачок в речи, попытка доказательства в обход связности и последовательности изложения; может использоваться как стилистический прием.

    Аллитерация — сгущение, повторение согласных звуков (подробнее здесь в разделе "Фонетический уровень текста").

    Амфибрахий — трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге. Подробно о размерах.

    Анапест — трёхсложный размер с ударением на последнем слоге. Подробно о размерах.

    Аннотация — краткое изложение книги, статьи.

    Антитеза — противопоставление образов, картин, сцен, понятий (подробно здесь в разделе "Стилистические фигуры").

    Апогей (греч. удаленный от Земли) — 1) астр. точка лунной орбиты или орбиты искусственного спутника Земли, наиболее удаленная от центра Земли; 2) высшая точка развития чего-либо; вершина, расцвет.

    Архаизмэто это устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом (ведать — знать, глас — голос, злато — золото, очи — глаза).

    Афоризморигинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми ("Каждый слышит только то, что он понимает", И.В. Гёте).

    Афиша — это список действующих лиц в тексте драмы.

    Баллада — лиро-эпическое произведение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом. Подробно о жанрах литературы.

    Басня — краткий нравоучительный стихотворный или поэтический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание. Подробно о жанрах литературы.

    Белый стих — нерифмованный стих.

    Бестселлер — книга,  имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся особым читательским спросом.

    Буффонада — 1) актерская игра, построенная на использовании подчеркнуто комических, шутовских приемов; 2) шутовство, поясничанье.

    Былина — жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.

    Внутренний монолог — развернутое высказывание героя, обращенное к самому себе (монолог «про себя») и отражающее переживание, движение мысли, динамику внутренней жизни. Внутренний монолог в драматургическом произведении представляет собой «озвученную» внутреннюю речь оставшегося наедине с собой персонажа.

    Водевиль — лёгкая комедийная пьеса с куплетами.

    Герой литературный — действующее лицо в художественном произведении, обладающее определенностью характера, индивидуальным интеллектуальным и эмоциональным миром. Литературный герой наделен биографией (более или менее подробной), определенными портретными чертами и представлен в системе отношений с другими действующими лицами и миром в целом; он неотделим от того условного мира, в который помещен автором; он не может «жить» в художественном мире другого писателя.

    Гипербола — стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении, напр., «наметали стог выше тучи» или «вино лилось рекой» (Крылов).

    Гротеск (фр. причудливый, затейливый) — изображение людей или предметов в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде в изобразительном искусстве, театре, литературе. В основе гротеска гипербола; устойчивые черты гротескного образа — алогичность, подчеркнутая парадоксальность, демонстративная условность.

    Дактиль — трёхсложный размер с ударением на первом слоге. Подробно о стихотворных размерах.

    Декорация (фр. décoration, букв. украшение) — живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия, устанавливаемое на сцене.

    Деталь — выразительная подробность в произведении.

    Диалог — разговор двух или нескольких лиц.

    Драма — 1. род литературы наряду с эпосом и лирикой (подробно о родах литературы); 2. жанр литературы, предназначенный для постановки на сцене. Подробно о жанрах литературы.

    Жанр (фр. род, вид) — исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения; напр., в живописи — портрет, пейзаж и др.; в музыке — симфония, кантата, песня и др.; в литературе — роман, поэма и др.

    Завязка — событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях. Подробно о сюжете и композиции.

    Инверсия — необычный порядок слов.

    Интерпретация — истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.

    Интрига — 1) происки, скрытые действия, обычно неблаговидные, для достижения чего-л.; 2) соотношение персонажей и обстоятельств, обеспечивающее развитие действия в художественном произведении.

    Ирония (греч. притворство) — вид комического, который строится на контрасте видимого и скрытого смысла. Ирония изначально двусмысленна, в ней присутствуют прямой смысл и обратный, подразумеваемый, истинный.

    Кириллица — одна из двух древних славянских азбук, легшая в основу русского алфавита.

    Классицизм — литературное направление в европейской литературе и искусстве XVII-XIX веков, выработавшее строгие стилистические и жанровые нормативы (например, в драматическом произведении автор обязан соблюдать единство действия, времени и места); художественный стиль в искусстве Европы, взявший античное искусство за образец идеальной нормы. Подробно о классицизме.

    Комедия — драматическое произведение, в котором высмеиваются общественные и частные недостатки; один из жанров драмы. Подробно о жанрах литературы.

    Композиция — это построение произведения. Подробно о сюжетно-композиционном строении произведения.

    Компромисс — соглашение, достигнутое путем взаимных уступок.

    Крылатые слова — это цитаты и выражения из литературно-художественных произведений, различные изречения исторических лиц, имена мифологических, фольклорных и литературных персонажей, оторвавшиеся от первоисточника и получившие вторую жизнь в обыденной речи (лебединая песнь, растекаться мыслью по древу, Фома неверующий, не от мира сего, начало конца, сверхчеловек, Сизифов труд, не в своей тарелке, рыбак рыбака видит издалека, на всякого мудреца довольно простоты, есть еще порох в пороховницах, не мудрствуя лукаво, слона-то я и не приметил и т.п.).

    Кульминация — момент наивысшего напряжения в развитии действия. Подробно о сюжете и композиции.

    Легенда — произведение, созданное народной фантазией, в котором сочетаются реальное и фантастическое.

    Лейтмотив (нем. букв. ведущий мотив) — руководящая, основная мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая; определяющий мотив деятельности, поведения и т. п.

    Летопись — памятник исторической прозы Древней Руси.

    Лирика — род литературы наряду с эпосом и драмой, в котором отношение к жизни выражается через передачу индивидуальных чувств и переживаний. Подробно о родах литературы

    Лирические отступления — фрагменты повествования, в которых автор, отклоняясь от прямого сюжетного изложения событий, дает комментарий происходящему или вообще переходит на темы и сюжеты, не связанные с магистральной линией развития основного повествования.

    Литературоведение — наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях литературного процесса.

    Метафора — это переносное значение слова, основанное на сходстве одного предмета или явления с другими.

    Метод (греч. путь исследования) — общая система принципов творческого преобразования, пересоздания действительности в художественном произведении, объединяющая писателей одного направления или течения.

    Монолог — речь одного персонажа в художественном произведении.

    Направление — совокупность духовно-содержательных и эстетических принципов, характерных для творчества писателей определенной эпохи. Направление формируется на основе общности миропонимания, обусловливающей близость тематики, жанровых и стилевых особенностей произведений разных авторов.

    Ода — торжественное стихотворение, посвящённое историческому событию или герою.

    Олицетворение — одушевление неодушевлённого.

    Онегинская строфа строфа из 14 стихов четырехстопного ямба с рифмовкой AbAb Ccdd EffE gg (прописными буквами обозначены женские рифмы, строчными — мужские). Онегинская строфа была создана А. С. Пушкиным для романа «Евгений Онегин».

    Памфлет — небольшое обличительное полемическое сочинение на общественно-политическую тему.

    Парадокс (греч. неожиданный, странный) — 1) мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу; 2) неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.

    Парафраз (греч. описательный оборот, описание) — передача чего-л. своими словами, пересказ, близкий к тексту.

    Пародия (греч. букв. пение наизнанку) — шуточное подражание, воспроизводящее в преувеличенном виде характерные особенности оригинала; смешное подобие чего-л.

    Пафос — (греч. чувство, страсть) — 1) страстное воодушевление, подъем; 2) один из способов выражения авторской позиции в произведении, основное чувство, которое пронизывает всю ткань произведения или отдельный образ (эпико-драматический, героический, романтический, сентиментальный, сатирический, юмористический).

    Пейзаж — картина природы в художественном произведении.

    Персонаж (лат. личность, лицо) — действующее лицо в художественном произведении. Термин синонимичен понятию герой литературный. На практике понятие «персонаж» чаще всего используют по отношению к второстепенным действующим лицам, существенно не влияющим на ход событий и характер конфликта.

    Повесть — жанр эпоса (повесть по объёму и охвату жизненных явлений больше, чем рассказ, но меньше, чем роман). Подробно о жанрах литературы.

    Поговорка — образное выражение, не составляющее цельного предложения (часть суждения).

    Подтекст — подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста.

    Портрет — описание внешности персонажа в литературе (черт лица, одежды, фигуры, позы, особенностей мимики, жестов, походки, манеры говорить и держаться). Развернутый, психологически достоверный портрет персонажа — достижение литературы XIX века. Будучи одним из важнейших средств характеристики героя, портрет вместе с тем проявляет особенности индивидуального стиля писателя, характерные черты «литературной оптики» того или иного автора или целого направления.

    Пословица — краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.

    Поэзия — стихотворные произведения в их соотнесённости с прозой.

    Поэма — лиро-эпическое произведение, для которого характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств. Подробно о жанрах литературы.

    Притча — небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.

    Проза — прямая, свободно движущаяся речь, литературное нестихотворное произведение.

    Прототип — 1) действительное лицо или литературный герой, послужившие автору прообразом для создания литературного типа; 2) кто- или что-л., являющееся предшественником и образцом последующего.

    Псевдоним — подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя.

    Психологизм — это (от греч. psyche — душа и logos — понятие, слово) способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя. Психологизм может быть явным — открытым (непосредственное воспроизведение внутренней речи героя или образов, возникающих в его воображении, сознании, памяти, например, "диалектика души" в произведениях Л.Н. Толстого, В.В. Набокова) и неявным — скрытым, уведённым в «подтекст» (например, "тайная психология" в романах И.С. Тургенева, где внутреннее состояние персонажей раскрывается благодаря выразительным жестам, особенностям речи, мимики, то есть разнообразным внешним проявлениям психики). Подробно о психологизме в литературе.

    Развитие действия — ход событий, определяемый разворачивающимся конфликтом. Развитие действия проявляет характеры персонажей через обнаружение мотивов поступков и причинно-следственных связей между ними.

    Развязка — заключительный эпизод в развитии конфликта и действии литературного произведения. Развязка обозначает окончание действия, но далеко не всегда является разрешением конфликта (прежде всего в произведениях с устойчивым фоном конфликтности). Например, финал «Вишневого сада» А. Чехова — герои разъезжаются кто куда — отнюдь не снимает противоречий между персонажами, не отменяет их неспособность вписаться в окружающий мир и не устраняет дисгармонию этого мира. Место развязки традиционно — после кульминации, однако в соответствии с замыслом автора развязка может быть перенесена в начало произведения или в середину.

    Рассказ — небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. Подробно о жанрах литературы.

    Рассказчик — персонаж в литературном произведении, которому «доверяется» повествование о других персонажах и событиях; ведет повествование от первого лица и представляет читателю свою (часто отличную от авторской), субъективную версию изображаемых событий.

    Реализм — художественное направление, утверждающее изображение жизни в образах, соответствующих сути самой жизни, создаваемых посредством типизации фактов действительности и индивидуализации характеров. Подробно о реализме.

    Ремарка (французское remarque — «замечание», «примечание») — это замечание автора в тексте драмы, направленное на указание места и времени действия, а также сценических поступков и психологического состояния персонажей. Ремарка может выполнять служебную функцию, но чаще она превращается в самостоятельную художественно-повествовательную часть драматургического произведения.

    Рецензия – это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного произведения компетентным человеком (рецензентом).

    Ритм — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе).

    Риторический вопрос (греч. оратор) — поэтический оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется. В форме риторического вопроса фактически может даваться утверждение.

    Рифма — созвучие окончаний стихотворных строк.

    Роман — эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности и развёрнуто в пространстве и во времени; судьба личности передаётся либо в процессе её становления и развития, либо в один из важных периодов её жизни. Роман — эпос частной жизни в панорамном освещении. Это значит, что индивидуальная и общественная жизнь предстают в романе как относительно самостоятельные, не исчерпывающие себя и не поглощающие друг друга стихии. Вследствие этого история индивидуальной судьбы обретает общий характер, соотносясь не только с обществом, но и с бытием вообще. Подробно о жанрах литературы.

    Романтизм — литературное направление конца XVIII — начала XIX века; в XVIII веке под романтизмом понималось всё странное, фантастическое, необычное, встречаемое в книгах, а не в действительности; с конца XVIII века романтизм — литературное направление, противоположное классицизму. По своей природе романтизм изначально двойственен: с одной стороны, ему присуще безграничное чувство свободы, ощущение беспредельности бытия и неизмеримых возможностей, заключённых как в жизни, так и в духовном и душевном мире личности, включённой в общемировой исторический поток, жажда всеобщего обновления, томление по совершенству и красоте; с другой стороны, романтизму свойственно глубокое разочарование в том, что реальность губит духовные порывы, препятствует проявлению идеалов красоты и нравственного совершенства, порождая чувства отчаяния, скорби, безнадёжности, принимающие универсальный, всеобщий характер и смысл. Для романтизма человек — малая вселенная. Отсюда проистекает интерес к ярким личностям, сильным страстям, к тайным движениям души, к единичному, исключительному, индивидуальному, неповторимому в человеке. Подробно о романтизме.

    Роман-эпопея масштабное эпическое произведение, сочетающее изображение объективно-исторических событий (чаще всего героического характера) и повседневной жизни частного человека. Историческая конкретика и осмысление универсальных закономерностей исторического процесса, массовые сцены, например реальные сражения, и индивидуальный мир вымышленного персонажа на разных правах представлены в романе-эпопее.

    Сарказм (греч. букв. рву мясо) — язвительная, жестокая ироническая насмешка, построенная на усиленном контрасте внешнего смысла и подтекста.

    Сатира — вид комического: беспощадное, уничтожающее высмеивание общественного явления или лица; способ художественного воспроизведения действительности, раскрывающий её как нечто превратное, несообразное и внутренне несостоятельное.

    Сентиментализм — литературное направление в Европе во второй половине XVIII века, объявившее основой "человеческой природы" не разум, а чувство; вследствие этого путём к достижению земного счастья сентиментализм считал высвобождение и совершенствование "естественных" чувств; дорога человечества к идеалам любви и братства протекает от чувства одного человека другому и, стало быть, состоит в переживании чужой боли как своей собственной, в чувствительности, направленной к другому человеку как брату по человечеству. Подробно о сентиментализме.

    Символ — 1) у древних греков — условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы, тайного общества и т. п.; 2) предмет,  действие и т. п., служащие условным обозначением какого-л. образа, понятия, идеи; 3) художественный образ, воплощающий какую-л. идею.

    Сказ — особый тип повествования, строящегося как рассказ некоего отдаленного от автора лица (конкретно поименованного или подразумеваемого), обладающего своеобразной собственной речевой манерой. Подробно о сказе.

    Сравнение — это изображение одного явления с помощью сопоставления с другим.

    Стиль (греч. стерженек, палочка для письма) — 1) идейно и художественно обусловленная общность изобразительных приемов в литературе и искусстве определенного времени или направления, а также в отдельном произведении; 2) индивидуальный слог писателя.

    Строфа — это группа стихов (строк), составляющих единство.

    Сюжет — ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

    Тема — круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.

    Трагедия — вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя. Подробно о жанрах литературы.

    Фабула (лат. повествование, история) — сюжетная основа художественного произведения, предопределенная литературной традицией расстановка лиц и событий.

    Фольклор (устное народное творчество) — искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах. Подробно о фольклоре.

    Фантастика — разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального, "чудесного" мира; от общефантастической обособлена научная фантастика, в которой главный способ изображения — логическое, а не образное построение будущего реального мира, фантастически преображённого к добру или злу наукой и получающего вследствие этого возможность предвидеть или предсказать грядущие научные открытия.

    Хокку — трёхстишное лирическое стихотворение в японской поэзии, заимствовавшее из живописи принцип "зарисовок с натуры" и выражающее мимолётное настроение при созерцании природы.

    Хорей — двусложный размер стиха с ударением на первом слоге. Подробно о размерах.

    Хронотоп (от греч. chronos — время + topos — место) — изображение (отражение) времени и пространства в художественном произведении в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии. Термин введен в литературоведение М.М. Бахтиным. Подробно о хронотопе.

    Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова.

    Эзопов язык (от имени греческого баснописца Эзопа, VI в. до н.э.) — особый вид письма, иносказание.

    Экспозиция — обрисовка положения действующих лиц, в котором они находятся до начала действия. Подробно о сюжете и композиции.

    Элегия — стихотворение среднего объёма, обычно печального содержания, проникнутого грустью. Подробно о жанрах литературы.

    Эпиграмма — короткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. Подробно о жанрах литературы.

    Эпиграф — короткий текст, помещаемый автором перед произведением.

    Эпитет — это выразительное определение (гробовая тишина, кошачья походка, резиновая улыбка, буйный ветер).

    Ямб — это двусложный размер с ударением на втором слоге.