И.А. Гончаров "Обломов"
Задания для итоговой контрольной работы
СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ?
Выберите из приведенных ниже высказываний два, одно из которых вы хотели бы оспорить, а с другим согласны, приведите свою систему доказательств "за" и "против". Ваша задача не просто согласиться или опровергнуть, а убедительно обосновать свое согласие или несогласие.
-
"...Совершенная инертность Обломова "происходит" от совершенной апатии ко всему, что делается на свете".
-
"Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина".
-
"Он последний в ряду лишних людей".
-
"Обломов не тупая, апатическая натура без стремлений и чувств, а человек тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от соб-ственных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства".
-
"Им (Ольге и Штольцу) отчасти и невдомек, что, будь Обломов обыкновенным дельным человеком, они мгновенно бы в нем разочаровались, полностью потеряли бы к нему интерес. В нем притягательна для них его цельность и честность, редкостная душевная чистота, незамутненная никакими себялюбивыми или корыстными расчетами, и умиротворенность".
-
"Обломов в отличие от них ни к чему не стремится и ничего не ищет для себя в обыденной реальности, оттого что она совершенно чужда ему, и потому любые попытки приспособиться к ней, даже самые благие, кажутся ему совершенно ненужными и бессмысленными. Ничто... не смогло изменить внешнего течения его жизни. Он остался прежним Обломовым, полностью примирившись со своей в общем-то незадачливой судьбой. Но при этом сохранил в своей душе ту ясность и равновесие, которые не дали ему озлобиться, унизиться до ненависти и ожесточения. Он сберег в себе способность прощать и любить, а это великий дар, делающий человека счастливым".
-
"В этом романе внутренно прославляется русская лень и внешне она же порицается изображением мертводеятельных людей (Ольга и Штольц)".
-
"Образ жизни Обломова - это идея, убеждение, позиция, сам герой-воплощение гармонии и покоя, он подобен античной статуе".
-
"Жизнь Обломова оказывается более осмысленной, цельной, значительной, так как идеал его жизни, его утопия- это мир, вышедший из истории, мир настолько прекрасный, что его нельзя улучшать. А значит- мир, лишенный цели".
-
"Обломов оказывается единственным подлинным человеком в романе, он является в роман законченным, совершенным и оттого неподвижным. Он уже состоялся, выполнив свое предназначение только тем, что явился на свет".
ВГЛЯДЫВАЕМСЯ В ТЕКСТ
- Перечитайте главу 7 части 1. Она посвящена Захару. Как создает Гончаров портрет Захара, с помощью каких приемов? Что в этом человеке ему интересно, на что он обращает внимание читателя? Опишите философию Захара, попробуйте создать схему этого образа и подробно опишите ее.
- Перечитайте главу 6 части 1. Она посвящена "светлым воспоминаниям" Обломова. О чем вспоминает герой? Какими красками рисует автор картину воспоминаний? Каким настроением овеяны воспоминания? Какую картину мира воссоздает автор? Попробуйте создать схематическое, ассоциативное изображение картины прошлого героя в главе, опишите ваше видение подробно.
- Н.А. Добролюбов рассматривает характер Обломова с позиций революционеров-демократов. Он видит его последним в ряду "лишних людей" и обличает "обломовщину" как общественный порок.
В критических взлядах Д. И. Писарева резкая смена отношений к образам романа "Обломов": от положительных оценок до резкого неприятия.
А.В. Дружинин сравнивает Гончарова с фламандскими живописцами. Он считает, что Обломов "любезен всем нам и стоит беспредельной любви", называет его чудаком.
И. Анненский размышляет о созерцательном таланте Гончарова-художника.
Н.И. Злыгостаева видит Обломова в ряду "странных" людей в русской литературе: Башмачкина, Манилова, Подколесина, платоновского Юшки. Их души наполнены тихим покоем.
В годы советского периода истории России, которые ныне именуют "застойными", Илья Ильич вдруг стал восприниматься как герой сугубо положительный, выразивший своей жизненной позицией кредо недеяния в условиях скверной действительности. "За бездействием Обломова, — писала Е. Краснощекова, — видится не только природная лень, воспитанное с детства иждивенчество, но и апатия — итог разочарования умного и честного человека в самой возможности настоящей деятельности".
А что важнее вам: "художественность" или "социальная значимость" произведения? - Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая. История любви — лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая "Обломова" словами: "И он рассказал ему, что здесь написано". Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А, может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич? Как вы понимаете такое построение повествования в романе?
- В одной из статей о романе портрет Обломова сравнивается с античной статуей. Есть ли в этом основания для сопоставления?
- Почему слово "другой" и соотнесение себя с "другими" оскорбило Обломова? Что имеет в виду Обломов, утверждая: "Наше имя — легион!"
- В сне Обломова Гончаров называет сказку о Емеле-дурачке "злой и коварной сатирой на наших прадедов". Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с Емелей?
- Сопоставьте образы Обломова и Захара. Кто у кого в рабстве? Какой смысл выявляется в том, что Обломов не может обойтись без Захара, а Захар — без Обломова?
- Кто, по-вашему, более прав, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала — Штольц или Обломов?
- Какое слово более точно называет состояние Обломова — лень или покой? Докажите свои суждения текстом.
- Две женщины были в жизни Обломова. Где женщины, там и цветы. Какие цветы соответствуют в романе каждой их этих женщин и как вы можете объяснить эти соответствия?
- "Штольц (от немецкого stolz — "гордый"). Уже сама фамилия этого героя контрастна наименованию Обломова, как контрастны определения родной — чужой (так в текст романа вводится оппозиция "своего", русского, патриархального — и привнесенного извне, чужеродного, нового); мягкий — жесткий (здесь можно обратить внимание и на звуковую сторону фамилий); сломленный жизнью — несгибаемый ни при каких обстоятельствах и т. п. Имя — Андрей Иванович — русское имя, в переводе с греческого означающее "мужественный, храбрый". Значение имени Штольца продолжает и усиливает противопоставление двух героев. Вместе с тем, давая своему герою в противовес к немецкой фамилии русское имя (вспомним, что апостол Андрей традиционно считался одним из святых покровителей России: недаром главнейшим орденом Российской империи был и остается орден Андрея Первозванного, а флаг носит название Андреевского), автор романа намеревался соединить в образе Штольца противоположные качества". Удалось ли это автору? Какие противоположные качества героя вы можете назвать? Ответ обоснуйте.
- "В нем дороже всякого ума […] честное, верное сердце! Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот - никогда Обломов не поклонится идолу лжи […]. Таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!" (часть 4, глава VIII). Кому принадлежит такая оценка Обломова? Как вы думаете, почему ее автор так оценивает Обломова, что дает ему такую возможность? Согласны ли вы с ней?
- "Структурное построение романа симметрично. Между двумя идеализированными центрами — идиллией в Обломовке и на Выборгской стороне — временное место жительства Обломова на Гороховой улице: промежуточное состояние бесприютности. Три места — это места трёх душевных и бытовых состояний: рай — потерянный рай — возвращённый рай" (Хайнади Золтан. Потерянный рай.) Проследите в описании жизни Обломова на Выборгской стороне, как функционируют понятия жизнь, смерть, сон, покой и тишина. Что общего между сном Обломова и этим фрагментом романа? Какие еще детали этих частей романа сходны между собой?
- "Татьяна и Онегин, Наталья Ласунская и Рудин, Лаврецкий и Лиза Калитина… Изображение любви в русских романах, написанных как до "Обломова", так и в одну с ним эпоху, открывает читателям, что "мешать соединенью двух сердец" могут либо роковые внешние обстоятельства ("Дворянское гнездо"), либо рожденные самой эпохой глубочайшие внутренние противоречия, выразившиеся в некой "неслиянности внутренних голосов" героев ("Евгений Онегин"), либо совокупность того и другого ("Рудин"). В "Обломове" все по-иному. Роковым препятствием, приведшим к разрыву Обломова и Ольги, оказывается… обломовщина. Что есть обломовщина в любви? Как и в чем она проявляется?
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Выполняя задания этого раздела, пофантазируйте, при этом не забывайте о стиле романа Гончарова, опираясь на который вам необходимо создать "свою" главу романа, сформулировать свою точку зрения.
- Расскажите о своей короткой встрече с Обломовым и разговоре с ним.
- Опишите свой визит в квартиру Обломова.
- Опишите визит к Обломову от лица Волкова или Судьбинского.
- Напишите ответ Ольги на письмо Обломова (глава 10 часть 2). Если вы помните, герои обсудили содержание недочитанного Ольгой письма. А если бы Ольга ответила герою, то каким могло быть это письмо?
- Напишите фантазию "Путешествие в Обломовку".
- Попробуйте представить себе и словесно нарисовать облик Обломова в те минуты, когда он слушает пение Ольгой арии "Casta diva" и когда он смотрит на Пшеницыну.
- Обломов глазами Ольги.
- Обломов глазами Захара.
- Обломов глазами Штольца.