Четверг, 21.11.2024, 13:30
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ

***
Категории раздела
ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ? [3]
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ [13]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Центр дистанционного образования для детей-инвалидов
  • Алтайский краевой педагогический лицей
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Итоговая работа по роману И.А. Гончарова "Обломов"

    И.А. Гончаров "Обломов"
    Задания для итоговой контрольной работы


      СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ?


    Выберите из приведенных ниже высказываний два, одно из которых вы хотели бы оспорить, а с другим согласны, приведите свою систему доказательств "за" и "против". Ваша задача не просто согласиться или опровергнуть, а убедительно обосновать свое согласие или несогласие.

    • "...Совершенная инертность Обломова "происходит" от совершенной апатии ко всему, что делается на свете".

    • "Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина".

    • "Он последний в ряду лишних людей".

    • "Обломов не тупая, апатическая натура без стремлений и чувств, а человек тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от соб-ственных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства".

    • "Им (Ольге и Штольцу) отчасти и невдомек, что, будь Обломов обыкновенным дельным человеком, они мгновенно бы в нем разочаровались, полностью потеряли бы к нему интерес. В нем притягательна для них его цельность и честность, редкостная душевная чистота, незамутненная никакими себялюбивыми или корыстными расчетами, и умиротворенность".

    • "Обломов в отличие от них ни к чему не стремится и ничего не ищет для себя в обыденной реальности, оттого что она совершенно чужда ему, и потому любые попытки приспособиться к ней, даже самые благие, кажутся ему совершенно ненужными и бессмысленными. Ничто... не смогло изменить внешнего течения его жизни. Он остался прежним Обломовым, полностью примирившись со своей в общем-то незадачливой судьбой. Но при этом сохранил в своей душе ту ясность и равновесие, которые не дали ему озлобиться, унизиться до ненависти и ожесточения. Он сберег в себе способность прощать и любить, а это великий дар, делающий человека счастливым".

    • "В этом романе внутренно прославляется русская лень и внешне она же порицается изображением мертводеятельных людей (Ольга и Штольц)".

    • "Образ жизни Обломова - это идея, убеждение, позиция, сам герой-воплощение гармонии и покоя, он подобен античной статуе".

    • "Жизнь Обломова оказывается более осмысленной, цельной, значительной, так как идеал его жизни, его утопия- это мир, вышедший из истории, мир настолько прекрасный, что его нельзя улучшать. А значит- мир, лишенный цели".

    • "Обломов оказывается единственным подлинным человеком в романе, он является в роман законченным, совершенным и оттого неподвижным. Он уже состоялся, выполнив свое предназначение только тем, что явился на свет".


      ВГЛЯДЫВАЕМСЯ В ТЕКСТ

    1. Перечитайте главу 7 части 1. Она посвящена Захару. Как создает Гончаров портрет Захара, с помощью каких приемов? Что в этом человеке ему интересно, на что он обращает внимание читателя? Опишите философию Захара, попробуйте создать схему этого образа и подробно опишите ее.
    2. Перечитайте главу 6 части 1. Она посвящена "светлым воспоминаниям" Обломова. О чем вспоминает герой? Какими красками рисует автор картину воспоминаний? Каким настроением овеяны воспоминания? Какую картину мира воссоздает автор? Попробуйте создать схематическое, ассоциативное изображение картины прошлого героя в главе, опишите ваше видение подробно.
    3. Н.А. Добролюбов рассматривает характер Обломова с позиций революционеров-демократов. Он видит его последним в ряду "лишних людей" и обличает "обломовщину" как общественный порок.
      В критических взлядах Д. И. Писарева резкая смена отношений к образам романа "Обломов": от положительных оценок до резкого неприятия.
      А.В. Дружинин сравнивает Гончарова с фламандскими живописцами. Он считает, что Обломов "любезен всем нам и стоит беспредельной любви", называет его чудаком.
      И. Анненский размышляет о созерцательном таланте Гончарова-художника.
      Н.И. Злыгостаева видит Обломова в ряду "странных" людей в русской литературе: Башмачкина, Манилова, Подколесина, платоновского Юшки. Их души наполнены тихим покоем.
      В годы советского периода истории России, которые ныне именуют "застойными", Илья Ильич вдруг стал восприниматься как герой сугубо положительный, выразивший своей жизненной позицией кредо недеяния в условиях скверной действительности. "За бездействием Обломова, — писала Е. Краснощекова, — видится не только природная лень, воспитанное с детства иждивенчество, но и апатия — итог разочарования умного и честного человека в самой возможности настоящей деятельности".
      А что важнее вам: "художественность" или "социальная значимость" произведения?
    4. Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая. История любви — лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая "Обломова" словами: "И он рассказал ему, что здесь написано". Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А, может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич? Как вы понимаете такое построение повествования в романе?
    5. В одной из статей о романе портрет Обломова сравнивается с античной статуей. Есть ли в этом основания для сопоставления?
    6. Почему слово "другой" и соотнесение себя с "другими" оскорбило Обломова? Что имеет в виду Обломов, утверждая: "Наше имя — легион!"
    7. В сне Обломова Гончаров называет сказку о Емеле-дурачке "злой и коварной сатирой на наших прадедов". Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с Емелей?
    8. Сопоставьте образы Обломова и Захара. Кто у кого в рабстве? Какой смысл выявляется в том, что Обломов не может обойтись без Захара, а Захар — без Обломова?
    9. Кто, по-вашему, более прав, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала — Штольц или Обломов?
    10. Какое слово более точно называет состояние Обломова — лень или покой? Докажите свои суждения текстом.
    11. Две женщины были в жизни Обломова. Где женщины, там и цветы. Какие цветы соответствуют в романе каждой их этих женщин и как вы можете объяснить эти соответствия?
    12. "Штольц (от немецкого stolz — "гордый"). Уже сама фамилия этого героя контрастна наименованию Обломова, как контрастны определения родной — чужой (так в текст романа вводится оппозиция "своего", русского, патриархального — и привнесенного извне, чужеродного, нового); мягкий — жесткий (здесь можно обратить внимание и на звуковую сторону фамилий); сломленный жизнью — несгибаемый ни при каких обстоятельствах и т. п. Имя — Андрей Иванович — русское имя, в переводе с греческого означающее "мужественный, храбрый". Значение имени Штольца продолжает и усиливает противопоставление двух героев. Вместе с тем, давая своему герою в противовес к немецкой фамилии русское имя (вспомним, что апостол Андрей традиционно считался одним из святых покровителей России: недаром главнейшим орденом Российской империи был и остается орден Андрея Первозванного, а флаг носит название Андреевского), автор романа намеревался соединить в образе Штольца противоположные качества". Удалось ли это автору? Какие противоположные качества героя вы можете назвать? Ответ обоснуйте.
    13. "В нем дороже всякого ума […] честное, верное сердце! Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот - никогда Обломов не поклонится идолу лжи […]. Таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!" (часть 4, глава VIII). Кому принадлежит такая оценка Обломова? Как вы думаете, почему ее автор так оценивает Обломова, что дает ему такую возможность? Согласны ли вы с ней?
    14. "Структурное построение романа симметрично. Между двумя идеализированными центрами — идиллией в Обломовке и на Выборгской стороне — временное место жительства Обломова на Гороховой улице: промежуточное состояние бесприютности. Три места — это места трёх душевных и бытовых состояний: рай — потерянный рай — возвращённый рай" (Хайнади Золтан. Потерянный рай.) Проследите в описании жизни Обломова на Выборгской стороне, как функционируют понятия жизнь, смерть, сон, покой и тишина. Что общего между сном Обломова и этим фрагментом романа? Какие еще детали этих частей романа сходны между собой?
    15. "Татьяна и Онегин, Наталья Ласунская и Рудин, Лаврецкий и Лиза Калитина… Изображение любви в русских романах, написанных как до "Обломова", так и в одну с ним эпоху, открывает читателям, что "мешать соединенью двух сердец" могут либо роковые внешние обстоятельства ("Дворянское гнездо"), либо рожденные самой эпохой глубочайшие внутренние противоречия, выразившиеся в некой "неслиянности внутренних голосов" героев ("Евгений Онегин"), либо совокупность того и другого ("Рудин"). В "Обломове" все по-иному. Роковым препятствием, приведшим к разрыву Обломова и Ольги, оказывается… обломовщина. Что есть обломовщина в любви? Как и в чем она проявляется?
       

    ТОЧКА ЗРЕНИЯ

    Выполняя задания этого раздела, пофантазируйте, при этом не забывайте о стиле романа Гончарова, опираясь на который вам необходимо создать "свою" главу романа, сформулировать свою точку зрения.

    1. Расскажите о своей короткой встрече с Обломовым и разговоре с ним.
    2. Опишите свой визит в квартиру Обломова.
    3. Опишите визит к Обломову от лица Волкова или Судьбинского.
    4. Напишите ответ Ольги на письмо Обломова (глава 10 часть 2). Если вы помните, герои обсудили содержание недочитанного Ольгой письма. А если бы Ольга ответила герою, то каким могло быть это письмо?
    5. Напишите фантазию "Путешествие в Обломовку".
    6. Попробуйте представить себе и словесно нарисовать облик Обломова в те минуты, когда он слушает пение Ольгой арии "Casta diva" и когда он смотрит на Пшеницыну.
    7. Обломов глазами Ольги.
    8. Обломов глазами Захара.
    9. Обломов глазами Штольца.

    Источник