1. Первое знакомство с Наташей (т. 1, ч. 1, гл. VIII, IX, X, XVI).
Сравните портреты Наташи, Сони, Веры. Почему в одной автор подчеркивает «некрасивая, но живая», в другой — «тоненькая, миниатюрная брюнетка», в третьей — «холодная и спокойная»?
Что дает для понимания образа Сони сравнение с кошечкой? («Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и высказать всю свою кошачью натуру».)
В повести «Детство» Толстой писал: «В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно». Понаблюдайте, как улыбаются героини. Наташа: «смеялась чему-то», «ей все смешно казалось», «расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись», «сквозь слезы смеха», «заливалась своим звонким смехом». Соня: «улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого», «притворную улыбку», «Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору». Жюли: «вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор». Вера: «Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно». Элен: «...что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо» (т. 1, ч. 3, гл. II).
Сравните объяснения в любви Сони и Николая, Наташи и Бориса.
Сопоставьте Наташу Ростову и княжну Марью. Что в них общего? (т. 1, ч. 1, гл. XXII, XXIII). Почему автор рисует их с любовью?
Почему автор сближает Соню и Лизу Болконскую по одной черте: Соня — кошечка, Лиза — «зверское, беличье выражение»?
2. Поведение Наташи:
Во время возвращения Николая (т. 2, ч. 1, гл. I). Сравните поведение Сони, Наташи и Веры.
Как раскрывает состояние Наташи фраза «Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал» (т. 2, ч. 1, гл. XII)?
Наблюдая за глаголами в сцене «Вечер у Йогеля», расскажите о состоянии Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).
3. Наташа в Отрадном. Лунная ночь (т. 2, ч. 3, гл. II).
Сравните поведение Сони и Наташи.
Что почувствовал князь Андрей, услышав разговор Наташи и Сони?
4. Первый бал Наташи (т. 2, ч. 3, гл. XV—XVII).
Чем привлекла Наташа князя Андрея?
Что он сумел в ней увидеть и почувствовать?
Почему именно с ней связал Андрей свои надежды на будущее?
5. Наташа у дядюшки (т. 2, ч. 4, гл. VII).
Какими способами изображает Толстой истинную красоту души и народный дух в песне дядюшки и в пляске Наташи?
Как в этом эпизоде раскрывается характер Наташи?
6. Связь Наташи с Анатолем и разрыв с Андреем (т. 2, ч. 5, гл. XII, XIII).
Сравните поведение Наташи в театре с поведением Элен на вечере у А. П. Шерер.
Как меняется Наташа под влиянием Элен?
7. Наташа в период духовного кризиса (т. 3, ч. 1, гл. XVI—XVII).
О чем говорит тот факт, что Наташа потеряла веселость?
Как молитва помогает ей вернуться к жизни?
8. Наташа во время войны 1812 года.
Какие качества Наташи раскрываются в сцене передачи подвод раненым (т. 3, ч. 3, гл. XVI)?
Зачем Толстой «соединяет» Наташу и раненого Андрея (т. 3, ч. 3, гл. XXXI, XXXII)?
Какая духовная сила заключена в Наташе, помогающей матери после смерти Пети (т. 4, ч. 4, гл. II)?
9. Семейное счастье (эпилог, ч. 1, гл. X—XII).
Как воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Наташи?