М. Горький "Старуха Изергиль"
Вопросы для беседы
1. Рассказ М. Горького "Старуха Изергиль" относится к романтическому периоду творчества писателя. Вспомните, что такое романтизм, дайте определение, вспомните отличительные особенности романтизма (см. словарь).
2. Итак, ранние рассказы М. Горького пронизаны романтическим пафосом. Вспомните, что такое пафос в литературном произведении (см. словарь). В чём состоит романтический пафос рассказа "Старуха Изергиль"?
3. Каково композиционное решение рассказа? В произведениях, каких авторов мы встречались с такой композицией? Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе? Сколько частей в композиции вы могли бы выделить?
4. В рассказе «Старуха Изергиль» главной темой является тема назначения человека, его нравственные принципы. Что такое нравственность? Выберите из предложенных определений то, которое кажется вам более подходящим:
-
Нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле.
-
Нравственность есть принятие на себя ответственности за свои поступки.
-
Нравственность — это совокупность норм, определяющих поведение человека.
-
Нравственность — это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
5. Какие поступки во имя самоутверждения совершает Ларра? Что означает имя этого героя?
6. Какие поступки во имя спасения людей совершает Данко?
7. Сравните суд отчаявшихся людей над Данко с судом старейшин над Ларрой.
8. Назовите отличительные качества характера Данко и Ларры.
9. Где грань между гордостью и эгоизмом?
10. Изергиль называет "гордым" и Ларру, и Данко. В одном и том же значении употреблен эпитет или нет? В чём отличие гордости от гордыни?
11. Почему рассказ называется "Старуха Изергиль". Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? С кем из героев ассоциирует себя старуха Изергиль, а к какому герою относит героиню автор?
12. Как вы считаете, совместимы ли гордость с уступчивостью, твердость с добротой, требовательность со снисходительностью?
13. Можно ли, любя, оставаться свободным и независимым?
14. Насколько содержание рассказа актуально сегодня?