Вторник, 19.03.2024, 11:24
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ

***
Категории раздела
ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ? [3]
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ [13]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Центр дистанционного образования для детей-инвалидов
  • Алтайский краевой педагогический лицей
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Тема "футлярности"

    Тема "футлярности" в рассказах А.П. Чехова

    ("Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви")


    Речь чеховских персонажей афористична, то есть насыщена краткими, но ёмкими высказываниями. При прочтении рассказов выберите любое афористичное высказывание и запишите в тетрадь
    (примеры высказываний А.П. Чехова можно посмотреть здесь).


    Вопросы и задания по "маленькой трилогии":

    1. Как называется болезнь, при которой человек боится открытого пространства?

    2. Являются ли сюжеты рассказов из "маленькой трилогии" типичными для творчества А.П. Чехова?

    3. В произведениях А.П. Чехова отсутствует деление героев на главных и второстепенных. Каждый герой несёт свою драму. Так ли это по отношению к изучаемым рассказам? Если так, то какую драму несёт каждый из персонажей?

    4. Литературовед В.Б. Катаев в своей статье "Сложность простоты", посвящённой творчеству А.П. Чехова пишет: "Писатель использует чисто музыкальные композиционные средства (контраст, повторы, проведение темы через разные голоса). Как в симфониях Чайковского, любимого композитора Чехова, патетические темы находятся в сложных соотношениях с отрицающими их темами и подчиняются сложному авторскому замыслу". Найдите в рассказах из "маленькой трилогии" подтверждение этих слов.

    5. Охарактеризуйте хронотоп в рассказах? В чём состоит функция дождя?

    6. Можно ли выявить авторскую позицию в рассказах?

    7. Как реализуется мотив "футляра" в рассказах "Человек в футляре", "Крыжовник" и "О любви":

    • на содержательном уровне;

    • на уровне деталей (!) и символов;

    • на уровне структуры рассказов (композиции).

    Вопросы для работы с рассказом "Человек в футляре":

    1. Из чего складывается образ Беликова как "человека в футляре"? Какими средствами Чехов создаёт "футлярность" своего персонажа (внешность, род занятий, обстановка в доме, поведение, поступки)?
    2. Может ли человек выбраться из "футляра", преодолеть "футлярность"? Если да, то с помощью чего? Если нет, то почему?
    3. Изменилось ли что-то в городе, в людях после смерти Беликова?

    Вопросы для работы с рассказом "О любви":

    1. Какую функцию в рассказе выполняет история отношений Пелагеи и Никанора? Как она связана с основной историей рассказа "О любви"?
    2. Любовь — это "футляр" или возможность вырваться из него?
    3. Почему жизнь Алёхина не удалась?
    4. Проследите мотив времени и счастья.

    Вопросы для работы с рассказом "Крыжовник":

    1. Почему выбран именно крыжовник? Как он связан с мотивом "футлярности"?
    2. Проследите и поясните мотив животных.
    3. Каково чеховское понимание счастья в рассказе?

    Рефлексия

    1. Какие личные выводы вы сделали по прочтении "маленькой трилогии"?
    2. Что произвело на вас впечатление?
    3. На какой из рассказов вы отреагировали наиболее эмоционально?
    4. Какой из трёх рассказов заставил вас задуматься и о чём?