Тема "футлярности" в рассказах А.П. Чехова
("Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви")
Речь чеховских персонажей афористична, то есть насыщена краткими, но ёмкими высказываниями. При прочтении рассказов выберите любое афористичное высказывание и запишите в тетрадь
(примеры высказываний А.П. Чехова можно посмотреть здесь).
Вопросы и задания по "маленькой трилогии":
-
Как называется болезнь, при которой человек боится открытого пространства?
-
Являются ли сюжеты рассказов из "маленькой трилогии" типичными для творчества А.П. Чехова?
-
В произведениях А.П. Чехова отсутствует деление героев на главных и второстепенных. Каждый герой несёт свою драму. Так ли это по отношению к изучаемым рассказам? Если так, то какую драму несёт каждый из персонажей?
-
Литературовед В.Б. Катаев в своей статье "Сложность простоты", посвящённой творчеству А.П. Чехова пишет: "Писатель использует чисто музыкальные композиционные средства (контраст, повторы, проведение темы через разные голоса). Как в симфониях Чайковского, любимого композитора Чехова, патетические темы находятся в сложных соотношениях с отрицающими их темами и подчиняются сложному авторскому замыслу". Найдите в рассказах из "маленькой трилогии" подтверждение этих слов.
-
Охарактеризуйте хронотоп в рассказах? В чём состоит функция дождя?
-
Можно ли выявить авторскую позицию в рассказах?
-
Как реализуется мотив "футляра" в рассказах "Человек в футляре", "Крыжовник" и "О любви":
-
на содержательном уровне;
-
на уровне деталей (!) и символов;
-
на уровне структуры рассказов (композиции).
Вопросы для работы с рассказом "Человек в футляре":
- Из чего складывается образ Беликова как "человека в футляре"? Какими средствами Чехов создаёт "футлярность" своего персонажа (внешность, род занятий, обстановка в доме, поведение, поступки)?
- Может ли человек выбраться из "футляра", преодолеть "футлярность"? Если да, то с помощью чего? Если нет, то почему?
- Изменилось ли что-то в городе, в людях после смерти Беликова?
Вопросы для работы с рассказом "О любви":
- Какую функцию в рассказе выполняет история отношений Пелагеи и Никанора? Как она связана с основной историей рассказа "О любви"?
- Любовь — это "футляр" или возможность вырваться из него?
- Почему жизнь Алёхина не удалась?
- Проследите мотив времени и счастья.
Вопросы для работы с рассказом "Крыжовник":
- Почему выбран именно крыжовник? Как он связан с мотивом "футлярности"?
- Проследите и поясните мотив животных.
- Каково чеховское понимание счастья в рассказе?
Рефлексия
- Какие личные выводы вы сделали по прочтении "маленькой трилогии"?
- Что произвело на вас впечатление?
- На какой из рассказов вы отреагировали наиболее эмоционально?
- Какой из трёх рассказов заставил вас задуматься и о чём?