Тема искусства
Тема искусства в рассказах А.П. Чехова
("Попрыгунья", "Дом с мезонином", "Ионыч")
Речь чеховских персонажей афористична, то есть насыщена краткими, но ёмкими высказываниями. При прочтении рассказов выберите любое афористичное высказывание и запишите в тетрадь.
Вопросы для работы с рассказами "Попрыгунья", "Дом с мезонином", "Ионыч":
-
Что объединяет рассказы "Попрыгунья", "Дом с мезонином" и "Ионыч" (темы, мотивы, идея, образы персонажей и др.)?
-
Обратите внимание (выпишите в тетрадь) на высказывания героев изучаемых рассказов об искусстве.
-
Являются ли сюжеты и темы изучаемых рассказов типичными для творчества А.П. Чехова?
-
На какие детали вы обратили внимание? Какова их функция?
-
Охарактеризуйте хронотоп в рассказах?
-
В произведениях А.П. Чехова отсутствует деление героев на главных и второстепенных. Каждый герой несёт свою драму. Так ли это по отношению к изучаемым рассказам? Если так, то какую драму несёт каждый из персонажей (на примере одного из трёх рассказов)?
-
Можно ли выявить авторскую позицию в рассказах?
Вопросы для работы с рассказом "Ионыч":
-
Жанр произведения "Ионыч" — рассказ. Часто его называют повестью или рассказом романного типа. Объясните, почему.
-
Найдите в рассказе сюжетно-композиционные части: завязку, кульминацию и развязку.
-
Проследите календарное время (смену времён года).
-
Найдите знаки театральности в тексте (действия, акты, авторские ремарки, декорации и другие знаки сценичности). Какова их функция в рассказе?
-
Объясните функцию образа кладбища.
-
Как духовное падение связано с ростом материального достатка Старцева? (Подсказка: была ли у Ионыча лошадь?)
-
Какие виды искусства названы в рассказе? Как искусство повлияло на судьбу героев рассказа? Какой вид деятельности противопоставлен искусству?
Рефлексия
-
Какие личные выводы вы сделали по прочтении рассказов "Попрыгунья", "Дом с мезонином" и "Ионыч"?
-
Что произвело на вас впечатление?
-
На какой из рассказов вы отреагировали наиболее эмоционально?
-
Какой из трёх рассказов заставил вас задуматься и о чём?
|